Рефераты. Анализ современного состояния и разработка мер по совершенствованию налоговой системы РФ

При этом по сравнению с 2003 г. по транспортной и строительной отраслям в целом по округу наблюдается снижение темпов поступлений (на 30,2 % и 1,5 % соответственно).

Из отраслей промышленности наибольший размер поступлений налогов и сборов наблюдается в топливной промышленности (48,4 млрд руб. или 29,8 % от общего объема поступлений по промышленности), черной и цветной металлургии (47,8 млрд руб. или 29,4 %), электроэнергетике (15,4 млрд руб. или 9,5 %), пищевой промышленности (10,8 млрд руб. или 6,6 %) и машиностроении и металлообработке (9,7 млрд руб. или 5,9 %). При этом темпы роста поступлений платежей по указанным отраслям варьируются от 96 % (пищевая промышленность) до 207,6 % (черная металлургия), в то время как в целом по России вариация составила от 99,7 % (электроэнергетика) до 183,4 % (черная металлургия) [40].

Наибольшие поступления от предприятий электроэнергетики отмечены в Красноярском крае – 4,2 млрд. руб., что составляет 27,5 % от общего объема поступлений отрасли в округе. В топливной промышленности по объему поступлений лидируют Томская и Кемеровская области, на долю которых приходится 80,9 % от поступлений по округу или 38,9 млрд руб.. Свыше 97 % объема поступлений округа в черной металлургии приходится на Кемеровскую область (10,9 млрд. руб.), кроме того, по отрасли отмечен отрицательный показатель – 955,3 млн. рублей – приходящийся на Алтайский край. В цветной металлургии подобная ситуация сложилась в Кемеровской области и Республике Хакасия, а наибольший объем поступлений обеспечен в Красноярском крае – 27,5 млрд руб. (75,2 % от общей суммы по округу). В сфере машиностроения и металлообработки около 73 % поступлений на территории округа формируется за счет налогоплательщиков в Красноярском крае (2,2 млрд. руб.), Иркутской (2,0 млрд. руб.), Новосибирской (1,6 млрд. руб.) и Кемеровской (1,3 млрд. руб.) областей. В пищевой промышленности первое место по объему поступлений по территориям принадлежит Кемеровской области, где в бюджет мобилизовано 2,1 млрд. руб., на втором – месте Алтайский край – 1,9 млрд. руб.

В целом по основным отраслям экономики среди субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа наибольшие поступления налогов и сборов сложились в Красноярском крае (68,5 млрд. руб., или 21,3 % всех поступлений по округу) и Кемеровской области (52,4 млрд. руб., или 16,3 %).

Поступления налога на прибыль организаций за 2004 г. сложились следующим образом. В целом по округу указанный налог поступил в размере 102,6 млрд руб., что составило 27,3 % от общего объема поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации на территории СФО. При чем в федеральный бюджет поступило – 23,6 млрд. руб. (на 50,4 % больше, чем в 2003 г.), в консолидированный бюджет субъектов федерации – 79,0 млрд руб. (на 134,7 % больше, чем по итогам предыдущего года), из них в доходы местных бюджетов – 20,7 млрд. руб. (прирост составил 52,6 %). Наибольшие суммы поступлений налога на прибыль зафиксированы в Красноярском крае и Омской области – 27,0 млрд. руб. и 20,7 млрд. руб. соответственно. Среди 16 субъектов федерации, входящих в округ, снижение объема поступлений по сравнению с 2003 г. наблюдается в Читинской области (на 29,3 %) и Республике Алтай (на 26,4 %). Наибольшие темпы роста поступлений налога на прибыль отмечены в Омской (495,7 %) и Кемеровской (343,4 %) областях.

За 2004 г. налог на добавленную стоимость составил 24,8 % от общего объема поступлений или 53,1 млрд. руб. по Сибирскому федеральному округу в федеральный бюджет, что на 0,2 % меньше, чем за 2003 г. Наибольшие суммы поступлений отмечаются в Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях (12,5 млрд. руб., 12,3 млрд. руб. и 10,2 млрд руб. соответственно). Доля поступлений налога по этим регионам составила 65,9 % от общей суммы НДС по округу. Отрицательные значения сумм НДС сложились в Таймырском АО (4,1 млрд руб.) и Эвенкийском АО (0,8 млрд. руб.) [40].

Несмотря на то, что в целом по округу наблюдается небольшое снижение поступлений по НДС по сравнению с 2003 г. (темп снижения 99,8 % по округу), в ряде регионов наблюдается значительный рост данного показателя. Так, поступления по налогу превысили прошлогодний показатель за рассматриваемый период в Омской области (темп роста – 220,3 %), Агинском Бурятском АО (темп роста составил 211,9 %), Читинской области (166,9 %), Томской области (137,9 %), Красноярском крае (105,2 %), Кемеровской области (141,1 %), Усть-Ордынском Бурятском АО (108,1 %) и Республике Хакасия. В остальных регионах округа наблюдается снижение поступлений НДС, при этом наибольшее снижение отмечено в Алтайском крае – на 39,1 %.

Значительное влияние на объем поступлений НДС оказывают возвраты сумм налога. В целом по Сибирскому федеральному округу за 2004 г. возвращено НДС на расчетные счета налогоплательщиков в размере 18,8 млрд руб., что на 48,2 % больше, чем в 2003 г. Доля сумм, возвращенных на расчетные счета налогоплательщиков, в общем объеме фактически возмещенных сумм НДС в связи с применением налоговой ставки 0 процентов по Сибирскому федеральному округу составила 48,3 %. Значительные суммы возвратов на расчетные счета наблюдаются в Иркутской, Омской, Кемеровской областях и Таймырском автономном округе, в сумме на долю названных регионов приходится 14,1 млрд руб. или 75 % от общей суммы возвратов по округу (более 3 млрд руб. по каждому из них).

Поступление платежей по налогам со специальным налоговым режимом по итогам 2004 г. в Сибирском федеральном округе обеспечено за счет единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого минимального налога, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога.

Так, поступление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в целом по округу за 12 месяцев истекшего года составили 4,4 млрд. руб., что больше поступлений по данному налогу за 2003 г. на 63,9 %. При этом показатель прироста поступлений меньше общероссийского на 8,8 процентных пункта. Наибольшие суммы ЕНВД собраны на территории Красноярского края (658,4 млн. руб.), Кемеровской (609,8 млн. руб.), Новосибирской (607,3 млн. руб.) и Иркутской (575,1 млн. руб.) областей. Только в одном регионе округа (Эвенкийском автономном округе) наблюдается снижение объема поступлений на 28,1 %.

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступил на территории округа в размере 3,4 млрд руб., на 62 % превышающем прошлогодний показатель (по России на 58,5 %). Темп роста поступлений данного налога выше среднеокружного отмечен в 10 регионах из 16, входящих в Сибирский федеральный округ. В Республике Алтай и Эвенкийском автономном округе зафиксировано снижение объема поступлений единого налога на 32,6 и 16,4 % соответственно по сравнению с результатами 2003 г. [40]

В 2004 г. впервые в бюджетную систему страны поступил минимальный налог, уплачиваемый плательщиками единого налога, применяющими в качества объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если сумма начисленного в общем порядке единого налога меньше суммы минимального налога (1 % от доходов). На территории округа минимального налога поступило 201,9 млн. руб., или 12,1 % от общей суммы по России. Наибольшие размеры поступлений приходятся на Алтайский край (34,3 млн. руб.), Новосибирскую (31,6 млн. руб.) и Иркутскую (28,7 млн. руб.) области, что составляет 46,9 % от общего объема минимального налога по округу.

Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за 2004 г. поступило на территории округа 29,2 млн. руб., что значительно превышает прошлогодние показатели. Рост объемов поступлений связан с тем, что с 01.01.04 г. полностью изменился порядок исчисления и уплаты данного налога. Если в 2003 г. платежи по ЕСХН поступали только в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, то в 2004 г. поступления отмечены во всех регионах округа кроме Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Большая часть поступлений рассматриваемого налога по округу обеспечена в Алтайском (6,9 млн. руб.) и Красноярском (4,2 млн. руб.) краях, а также Кемеровской области (3,96 млн. руб.).

Поступления платежей в государственные внебюджетные фонды за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступлений в погашение задолженности прошлых лет по страховым взносам, пеням, штрафам в государственные внебюджетные фонды, а также единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2004 г. составили по округу 151,1 млрд. руб. (с учетом расходов, произведенных на государственное социальное страхование) и по сравнению с 2003 г. увеличилось на 25,7 млрд. руб. или 20,5 % (по России на 21,7 %). При этом увеличение поступлений в государственные внебюджетные фонды наблюдается во всех регионах округа, отмеченный темп роста колеблется от 101,7 % (Таймырский автономный округ) до 131,8 % (Агинский Бурятский автономный округ). Отметим, что темп роста выше среднеокружного отмечается в 9 субъектах федерации из 16, входящих в округ.

Единого социального налога по округу поступило 74,1 млрд. руб., в том числе ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет – 55,3 млрд. руб. или 74,6 %. Поступление взносов на обязательное пенсионное страхование составило в 2004 г. – 61,2 млрд руб. Свыше 71 % от указанного объема поступлений (или 43,9 млрд руб.) сформировано на территории Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областей, где размер поступивших взносов составил 12,1 млрд. руб., 11,6 млрд. руб., 10,6 млрд. руб. и 9,7 млрд. руб. соответственно.

Задолженность прошлых лет по страховым взносам, пеням, штрафам в государственные внебюджетные фонды, погашена в 2004 г. в размере 3,5 млрд. руб.

Поступления во внебюджетные фонды по налогам со специальным налоговым режимом составили по округу 981,0 млн. руб., в том числе в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 42,9 млн. руб., территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 386,6 млн. руб., в Фонд социального страхования – 430,3 млн. руб., в Пенсионный фонд – 121,2 млн. руб.

Таким образом, налоговыми органами ФНС России по Сибирскому федеральному округу за 2004 г. обеспечено дополнительное поступление налогов и сборов, включая ЕСН, в федеральный бюджет на сумму 12,8 млрд. руб.

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды является приоритетной задачей налоговых органов. Контрольная работа занимает центральное место в деятельности налоговых инспекций, а специалисты контрольных отделов относятся к наиболее квалифицированным кадрам налоговой службы.

Особую актуальность носит проблема повышения эффективности системы налогового контроля и управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.