Таблица 1.1
Классификация активов предприятия
№ п/п
Классификационный признак
Виды активов
1
Форма существования активов
- материальные
- нематериальные
- финансовые
2
Характер оборота активов
- оборотные
- внеоборотные
3
Характер участия в видах деятельности
- операционные
- неоперационные
4
Степень ликвидности активов
- активы в абсолютно ликвидной форме
- высоколиквидные
- среднеликвидные
- низколиквидные
- неликвидные
5
Источник образования
- приобретённые за денежные средства
- изготовленные на предприятии
- полученные в обмен на другие активы
- внесённые собственником
- безвозмездно приобретённые
1. По форме существования выделяют три основных вида активов — материальные, нематериальные и финансовые:
а) Материальные активы (tangible assets) характеризуют имущественные ценности предприятия, имеющие материальную вещевую форму. К составу материальных активов предприятия относятся:
- основные средства;
- незавершённые капитальные вложения;
- оборудование, предназначенное к монтажу;
- производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
- запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
- объем незавершённого производства;
- запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
- прочие виды материальных активов.
б) Нематериальные активы (intangible assets) характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие вещественной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и генерирующие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:
- приобретённые предприятием права пользования отдельными природными ресурсами;
- патентные права на использование изобретений;
- «ноу-хау» — совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания, накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных;
- права на промышленные образцы и модели;
- товарный знак — эмблема, рисунок или символ, зарегистрированные в установленном порядке, служащие для отличия товаров данного изготовителя от других аналогичных товаров;
- торговая марка — право на исключительное использование фирменного наименования юридического лица;
- права на использование компьютерных программных продуктов;
- «гудвилл» — разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым её уровнем) за счёт использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, применения новых технологий и т. п.;
- другие аналогичные виды имущественных ценностей.
в) Финансовые активы характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К основным финансовым активам предприятия относятся:
- денежные активы в национальной валюте;
- денежные активы в иностранной валюте;
- дебиторская задолженность во всех её формах;
- краткосрочные финансовые вложения;
- долгосрочные финансовые вложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14