Рассмотрим предложения по эффективному управлению дебиторской задолженности, которая на предприятии ООО «Крон-Нефто» за 2009 год увеличилась почти в 2 раза. Вы должны сначала мероприятия предложить!
Обеспечение бесперебойного поступления средств за поставленную продукцию путем тщательного подбора клиентов предприятия, изучения их финансового состояния и платежеспособности.
Одним из слабых мест в управлении оборотными активами предприятия является дебиторская задолженность. Проведем анализ состояния дебиторской задолженности в ООО «Крон-Нефто».
Данные для анализа состава и движения дебиторской задолженности представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Состав и движение дебиторской задолженности (тыс.руб.)
Состав дебиторской задолженности
2008
2009
Изменение (+,-)
Покупатели и заказчики
178
355
177
Прочие дебиторы
87
142
55
Всего
265
497
232
Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %
4,13
9,1
4,97
Для наглядности представим данные на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Состав дебиторской задолженности
Анализ движения дебиторской задолженности по составу позволил установить, что ее увеличение в основном произошло из-за расчетов с покупателями и заказчиками за товары. Сумма неоплаченных счетов покупателями и заказчиками увеличилась на 177 тыс.руб. и составила 355 тыс.руб. на конец года. Обнаруженная тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров. Кроме того, произошло увеличение доли дебиторской задолженности в оборотных активах с 4,13% в 2008 году до 9,1% в 2009 году.
Далее проведем анализ качественного состояния дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.
Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью и расчетными операциями. Это должно быть во второй главе!
Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 3.2.)
Таблица 3.2.
Типы политики коммерческого кредитования предприятия
Тип политики
Цель
Направление деятельности
Возможные последствия
1. Консервативная или жесткая.
Риск – минимальный.
Платежеспо-собность и рентабельность на заданном уровне
1.Отсрочка платежа только надежным покупателям.
2. Жесткие условия отсрочки платежа: минимальный размер и сроки, высокая стоимость.
3.Жесткий контроль за дебиторской задолженностью, ее сроками, порядком взыскания.
2.
Положительные: стабильность объемов, финансового состояния и результатов до определенного момента
Отрицательные:
Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности через
2. Умеренный.
Риск – умеренный.
Надежность и стабильность финансовой деятельности
Традиционная финансовая политика
Стабильность финансового состояния в течение длительного времени
3. Агрессивная или мягкая. Риск – большой.
Расширение объема продаж, завоевание рынка
1. Максимальное расширение отсрочки платежа и предоставления скидки.
2. Льготные условия отсрочки платежа: увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность пролонгирования
Положительные:
Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли
Значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов.
Учитывая рост дебиторской задолженности в течение 2009 года с 265 тыс. руб. до 497 тыс.руб. можно сделать вывод о том, что предприятие проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).
Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:
- Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);
- Просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
- Просрочка от 31 до 90 дней ( от 1 до 3 месяцев);
- Просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
- Просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
- Просрочка от 360 дней и более (более 1 года). [20, с.98]
К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.
В таблице 3.3. представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам оплаты счетов покупателями.
Таблица 3.3.
Анализ состояния дебиторской задолженности
Статьи дебиторской задолженности
Остаток на начало года
Остаток на конец года
В том числе по срокам образования
Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки)
Просрочка от 1 до 30 дней
Просрочка от 31 до 90 дней
Просрочка от 91 до 180 дней
Просрочка от 181 до 360 дней
Просрочка более 1 года
Дебиторская задолженность:
188,86
149,1
74,55
44,73
29,82
-
В % к итогу
100
38%
30%
15%
9%
6%
- просроченная
160,59
308,14
- в % к итогу
60,60 %
62,00 %
В том числе:
- не реальная ко взысканию
5,25
9,94
1,98 %
2,00 %
Для наглядности представим результаты на рис. 3.2
Рис. 3.2. Структура дебиторской задолженности
Приведенные данные показывают, что состояние расчетов с покупателями в отчетном году по сравнению с прошлым годом ухудшились: общая сумма просроченных счетов покупателями увеличилась на 147,55 тыс.руб., или на 1,4% в валюте баланса, причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности возросла 0,02% в составе дебиторской задолженности. Анализ возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину состояния расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Кроме того, такой анализ позволяет оставить прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14