Таким образом, можно сказать, что на изменение прибыли ОАО ПО «АМЗ» существенное влияние оказало увеличение себестоимости в 2005 г. на 11717,2 тыс. руб. и на 15685,2 тыс. руб. в 2006 г. Также отрицательное влияние на величину прибыли оказало снижение объема реализации продукции в 2005 г. на 84429,9 тыс. руб. и в 2006 г. на 52708,9 тыс. руб. Положительное влияние на величину прибыли от продаж и оказало изменение цен на продукцию предприятия в размере 350,7 тыс. руб. в 2005 г. и 293,7 тыс. руб., в 2006 г. Совокупное влияние факторов было отрицательным. В результате чего прибыль от продаж в 2005 г. уменьшилась на 95796,4 тыс. руб., а в 2006 г. уменьшилась на 68100,4 тыс. руб.
Полученные результаты факторного анализа прибыли ОАО ПО «АМЗ» показывают, что снижение величины чистой прибыли в основном произошло в результате сокращения величины выручки от реализации продукции и роста прочих операционных расходов. Изменение величины коммерческих и управленческих расходов оказали незначительное влияние на прибыль продаж. Снижение выручки и снижение себестоимости продукции являются следствием инфляционных процессов и потерей части основных покупателей продукции организации.
2.3 Анализ финансовых результатов на основе маржинального подхода
Далее произведем группировку затрат организации за исследуемый период с разбивкой их на постоянные и переменные.
Проведем CVP анализ финансовых результатов деятельности ОАО ПО «АМЗ», опираясь на данные в таблице 7.
Таблица 7 - CVP анализ финансовых результатов ОАО ПО «АМЗ» в 2004-2006 гг.
№ п/п
Показатель
Сумма, тыс. руб.
Изменение (+,-)
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2005 к 2004
2006 к 2005
1
Выручка от продаж, N
469 768
455 876
475 668
-13 892,0
19 792,0
2
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная) - переменные затраты, Sпер
451 467
426 399
441 452
-25 068,0
15 053,0
3
Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2)
18 301
29 477
34 216
11 176,0
4 739,0
4
Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3 : п. 1)
0,039
0,065
0,072
0,0
5
Постоянные и условно-постоянные затраты Sпост
13 478
15 006
14 287
1 528,0
-719,0
6
«Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности), r (п. 5 : п. 4)
345 967
232 075
198 617
-113 891,5
-33 458,3
7
Запас финансовой прочности, (п. 1 - п. 6)
123 801
223 801
277 051
99 999,5
53 250,3
8
То же, % к объему продаж (п. 7 : п. 1)
26,4
49,1
58,2
22,7
9,2
9
Прибыль (убыток) от продаж
4 823
14 471
19 929
9 648,0
5 458,0
10
Прибыль от продаж, в% к ЗФП (п. 9 : п. 7)
3,9
6,5
7,2
2,6
0,7
Как видим из данных таблицы 7, организация имеет запас финансовой прочности в 2004 г. 123801 тыс. руб., в 2005 г. этот показатель увеличился до 223801 тыс. руб., а в 2006 г. вырос до 277051 тыс. руб. Положительная динамика роста запаса финансовой прочности свидетельствует об улучшении финансового состояния организации в 2005 и 2006 гг. Это позволяет организации свободно оперировать факторами, влияющими на величину прибыли от продаж. В данном случае руководство предприятия должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли. Об этом свидетельствует уменьшение величины себестоимости реализованной продукции на 25068 тыс. руб. в 2005 г. по сравнению с 2004 г. и на 10015 тыс. руб. в 2006 г. по сравнению с 2004 г.
Расчет критического объема продаж показал, что объем продаж исследуемой организации, превышает критически установленный, что является положительным моментом в деятельности организации.
Расчет критического объема выручки также установил, что реальный объем выручки выше установленного на 345967 тыс. руб. в 2004 г., на 232075 тыс. руб. в 2005 г. и на 198617 тыс. руб. в 2006 г. При этом запас финансовой прочности составлял в 2004 г. 26,4% и обеспечивался в основном выручкой от реализации продукции. В 2005 г. данный показатель увеличился до 49,1%, что соответствует нормальному уровню запаса финансовой прочности. В 2006 г. показатель составил 58,2% существенно выше нормы. Такое изменение запаса финансовой прочности свидетельствует о стабилизации финансового состояния организации в 2005 и 2006 гг.
Величина прибыли от продаж в процентах к запасу финансовой прочности составила 3,9% в 2004 г. и увеличилась до 6,5% в 2005 г., а в 2006 г. еще возросла до 7,2%.
Для расчета показателей рентабельности используем методику Гиляровской Л.Т., представленную в 1 главе выпускной квалификационной работы.
Рассчитаем рентабельность продаж в таблице 8.
Таблица 8 - Показатели, характеризующие рентабельность
Наименование
2004
2005
2006
Рентабельность продаж
1,03
3,17
4,19
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности
Х
0,01
0,48
Чистая рентабельность
0,33
Экономическая рентабельность
1,13
Рентабельность собственного капитала
10,89
Частные показатели
Валовая рентабельность
3,90
6,47
7,19
Затратоотдача
1,07
3,39
4,51
Рентабельность перманентного капитала
Таким образом, если в 2004 г. показатель рентабельности продаж составил 1,03%, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 1,03 коп.
В 2005 году этот показатель увеличился и составил 3,17%, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 3,17 коп.
В 2006 г. рентабельность продаж продолжала увеличиваться и составила 4,19%, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 4,19 коп.
Это положительно характеризует деятельность предприятия по организации продаж. Рост рентабельности обусловлен ростом цен на продукцию предприятия и ростом выручки от продаж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7