3. Расчет запаса финансовой прочности (показатели безопасности). Показатель безопасности (запас финансовой прочности) представляет собой разность между фактическим уровнем продаж и критическим объемом продаж и выражает величину, по достижении которой может начаться снижение объема выручки от реализации и предприятие несет убытки. Он определяется как доля в процентах от ожидаемого объема продаж, либо в денежном исчислении как разность между ожидаемым и равновесным объемом продаж.
4. Расчет критического уровня постоянных затрат. Для расчета используется исходная формула выручки в критической точке:
Nкр = Sпост + Sпер, отсюда имеем Sпост = Nкр - Sпер,
т.е. Sпост = q x Мед (7)
Эта формула удобна тем, что позволяет определить величину постоянных расходов, если задан уровень маржинальнеого дохода в процентах к цене изделия (w) или к объему реализации. Тогда формула для вычисления будет такова:
Sперед = q x w / 100%; Sперед = q x N x Мед в% / 100% (8)
5. Расчет критической цены реализации. Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на единицу изделия.
N = Sпост + Sпер, или q x w = = Sпост + Sперед x q,
Откуда w = Sпост / q + Sперед (9)
6. Расчет уровня минимального маржинального дохода. Если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки, то уровень минимального маржинального дохода в процентах к выручке (x) определяется из формулы:
qпл = (Sпост + Рпл) / (w - Sперед ) (10)
где qпл - объем продаж, обеспечивающих получение плановой суммы прибыли;
Рпл - плановая сумма прибыли.
8. Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным вариантам производства.
Алгебраическое решение задачи содержится в следующей формуле:
(w1 - Sперед 1) х q - Sпост1 = (w2 - Sперед 2) х q - Sпост2,
откуда и следует расчет величины объема продаж:
q = (Sпост2 - Sпост1) / (Мед2 - Мед1), (11)
где Sпост2, Sпост1 - постоянные затраты по различным вариантам;
Мед2, Мед1 - маржинальный доход на единицу изделия (продукт) по различным вариантам.
Создание и последующую деятельность любой организации упрощенно можно представить как процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется понятием рычага (левериджа), представляющего собой фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменения результативных показателей. В зависимости от компоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (таблица 2) можно выделить три вида рычага.
Таблица 2 - Взаимосвязь доходов и эффекта рычага (левериджа) [20, с. 184]
Эффект операционного рычага (производственный леверидж)
Доход от реализации (за минусом НДС и акцизов)
Полный эффект рычага (производственно-финансовый леверидж)
- Затраты на производство реализованной продукции
(+,-) Сальдо доходов и расходов от прочих операционных и внереализационных операций
= Доход до выплаты процентов и налогов
Эффект финансового рычага (финансовый леверидж)
- Проценты по долгосрочным ссудам и займам
= Налогооблагаемая прибыль
- Налог на прибыль и прочие обязательные платежи из прибыли
= Чистая прибыль
Операционный рычаг - потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
Применительно к оценке и прогнозированию эффекта рычага используется метод «критической точки» (или критического объема продаж), который заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность.
Оценку эффекта операционного рычага (Oор) принято измерять следующим показателем:
Oор = P` / Nнат, (12)
где P` - темп изменения валового дохода до выплаты процентов и налогов, %;
Nнат - темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.
Экономический смысл операционного рычага заключается в том, что он показывает степень чувствительности дохода организации к изменения объема производства. В организации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменения дохода до выплаты процентов и налогов.
Таким образом, после изучения данной главы мы можем дать определение понятию финансового результата, а именно:
Финансовый результат - обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования.
Процесс управления прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Эффективность управления будет наивысшим, если будут, выполнены все требования, предъявляемые к этому процессу.
Это более подробно рассмотрено во второй главе курсовой работы.
2. Анализ финансовых результатов ОАО ПО «АМЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО ПО «АМЗ»
ОАО «Производственное объединение «Алтайский моторный завод» входит в состав ОАО «Агромашхолдинг» - крупнейшую корпорацию в сельхозмашиностроении стран СНГ, имеющую сеть региональных филиалов.
ОАО «Производственное объединение «Алтайский моторный завод» имеет два дочерних общества и ряд филиалов в городах Алтайского края.
Дочерние общества являются самостоятельными юридическими лицами согласно законодательству РФ. Филиалы находятся в Алейске, Михайловке, Родино, Славгороде, Камне - на - Оби, Бийске, Белокурихе. Они стоят на учете в налоговых органах и органах внебюджетных фондов по месту своего нахождения от имени ОАО ПО «АМЗ». Каждый из филиалов самостоятельно ведет бухгалтерский учет.
В 2006 г. основными видами деятельности ОАО ПО «АМЗ» были:
- оптовая и розничная торговля запасными частями;
- оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию сельхозтехники;
- розничная торговля запчастями к сельхоз-автомобилям, тракторам и сельхозтехнике.
Таким образом, можно отметить, что предприятие уделяет особое внимание лишь трем видам деятельности.
ОАО «ПО «Алтайский моторный завод» производит дизельные двигатели мощностью от 94 до 275 л.с. для сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, стационарных силовых установок. Сегодня предприятие выпускает более 80 моделей и модификаций дизельных двигателей. Конструкция двигателей АМЗ постоянно совершенствуется, внедряются новые разработки. Предприятие входит в состав ОАО «Агромашхолдинг».
Краткая экономическая характеристика деятельности ОАО ПО «АМЗ» представлена в таблице 3. В качестве источника информации используем данные бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО ПО «АМЗ» за 2004-2006 гг., а именно формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках.
Таблица 3 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО ПО «АМЗ» за 2004-2006 гг.
№ п/п
Показатели
2004
2005
2006
Изменение, тыс. руб. 2006 к 2004
Темп роста, % 2006 к 2004
А
Б
1
2
3
4
5
Выручка от реализации (без НДС) тыс. руб.
469768,0
455 876,0
475 668,0
5 900,0
101,3
Среднесписочная численность работников, всего чел.
571,0
562,0
574,0
3,0
100,5
Производительность труда одного работника тыс. руб. / чел.
822,7
811,2
828,7
6,0
100,7
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб.
9 405,0
9 933,0
16 911,0
7 506,0
179,8
Фондоотдача руб./1 руб.
49,949
45,895
28,128
-21,8
56,3
6
Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб.
96 206,5
108 270,5
109 861,0
13 654,5
114,2
7
Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота руб. / 1 руб. ОРТ
0,205
0,237
0,231
0,0
112,8
8
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг тыс. руб.
451 467,0
426 399,0
441 452,0
-10 015,0
97,8
9
Валовая прибыль тыс. руб.
18 301,0
29 477,0
34 216,0
15 915,0
187,0
10
Коммерческие расходы тыс. руб.
1 704,0
2 382,0
11
Управленческие расходы тыс. руб.
13 478,0
13 302,0
11 905,0
-1 573,0
88,3
12
Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб.
4 823,0
14 471,0
19 929,0
15 106,0
413,2
13
Чистая прибыль, тыс. руб.
-5053,0
-854,0
1574,0
6627,0
Х
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7