Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
В 2006 г. объем выручки от реализации вырос на 19792 тыс. руб. или на 4,3% и составил в 2006 г. 475668 тыс. руб. В 2006 г. произошел рост себестоимости на 15053 тыс. руб. по сравнению с 2005 г. и величина затрат на приобретение моторов и комплектующих к ним составила 441452 тыс. руб. Данное изменение могло возникнуть за счет увеличения объемов закупа сельхозтехники в головном предприятии и роста цен на покупаемые товары.
Себестоимость предприятия в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 3,5%. При этом уменьшился уровень себестоимости в выручке на 0,7%. Снижение уровня себестоимости обусловлено более быстрым темпом роста товарооборота предприятия по сравнению с ростом затрат. Основным источником роста себестоимости послужила сумма затрат на оплату труда, которая увеличилась в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 1154 тыс. руб. или 18,8% и составила 7306 тыс. руб. Вследствие этого возросла средняя заработная плата на одного работника, составившая в 2006 г. 2,2 тыс. руб., что на 17,5% выше уровня 2005 г. В процентном отношении к выручке от реализации валовая прибыль в 2006 г. по сравнению с 2004 г. выросла на 15915 тыс. руб. (на 86,9%) и на 4739 тыс. руб. (на 16,1%) по сравнению с 2005 г. и составила в 2006 г. 34216 тыс. руб. В 2006 г. также произошло увеличение коммерческих расходов на 678 тыс. руб. (39,8%) по сравнению с 2005 г. Это связано в основном с расширением сферы влияния предприятия и развитием дочерних обществ. На фоне роста выручки и себестоимости произошло снижение управленческих затрат с 13478 тыс. руб. в 2004 г. до 13302 тыс. руб. в 2006 г. В 2006 г. управленческие расходы сократились на 1397 тыс. руб. (на 10,5%) по сравнению с 2005 г. В 2006 г. общий финансовый результат составил 1574 тыс. руб. прибыли.
Доля выручки от продаж, приходящейся на обычную систему налогообложения составляет 97% от общей суммы выручки от реализации, поэтому большая часть управленческих расходов относится к обычной системе налогообложения. Среднегодовая стоимость основных фондов в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 6978 тыс. руб. и составила 17673,5 тыс. руб. в 2006 г. В состав основных средств входят: здание, оборудование, оргтехника и транспортные средства предприятия.
Чистая прибыль на протяжении исследуемого периода также имела положительную тенденцию. В 2004-2005 гг. был получен убыток, а в 2006 г. была получена прибыль в размере 1574 тыс. руб.
Таким образом, в 2006 г. на предприятии ОАО ПО «АМЗ» увеличилась производительность труда, а также валовая прибыль предприятия. Наряду с этим рост себестоимости, средней заработной платы и прибыли оказался не в оптимальном соотношении, что сократило прибыль от продаж предприятия. Уровень затрат на данном предприятии увеличился, что объясняется ростом объема деятельности данного предприятия и расширением сферы деятельности.
2.2 Факторный анализ финансовых результатов
На величину прибыли организации оказывают влияние различные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации.
Проведем расчет влияния факторов на прибыль организации, используя методику, предложенную Савицкой Г.В. Для проведения факторного анализа финансовых результатов используем необходимую информацию формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2004-2006 гг. (Приложение 7,8,9). Рассчитаем и оценим влияние следующих факторов на изменение прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом:
а) расчет влияния фактора «Выручка от продажи»;
б) расчет влияния фактора «Цена»;
в) расчет влияния фактора «Количество проданной продукции»;
с) расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции».
Согласно анализу прайс-листов предприятия за 2004-2006 гг. предприятием повышаются цены на продукцию 1 раз в год, с 01 января. Индекс повышения цен по годам представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Индекс роста цен на ОАО ПО «АМЗ» в 2004-2006 гг.
Показатель
Коэффициент
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Индекс повышения цен на предприятии
1,000
1,081
1,064
Состав, динамика и структура финансовых результатов деятельности организации приведены в Приложении 10.
По данным таблицы Приложения 10 можно видеть, что величина себестоимости в выручке составляет в 2004 г. 96,1%, затем постепенно сокращается до 93,5% в 2005 г. и до 92,8% в 2006 г.
Сокращение затрат на производство продукции вызвано, в основном, модернизацией парка оборудования организации. Величина прибыли от продажи продукции в составе выручки от реализации составила в 2004 г. 1,024%, в 2005 г. - 3,174%, а 2006 г. - 4,19%.
Положительная динамика удельного веса прибыли от продаж в выручке от реализации свидетельствует об улучшении хозяйственной деятельности организации.
В результате освоения новых видов продукции (4х цилиндровых дизельных двигателей А-41СИ/А41СИ, 6-ти цилиндровых дизельных двигателей А-01МИ, А-01МСИ и дизельных электрогенераторов) была увеличена выручка от реализации продукции и объем производства в натуральном выражении (в единицах продукции).
Отрицательным моментом, повлиявшим на чистую прибыль организации явился рост величины прочих расходов в 2005 г. Их величина в данный период превысила величину выручки от реализации на 9,5%.
Рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, опираясь на данные таблицы 4 и Приложения 10. Для расчета влияния найдем выручку от продажи в 2005 и 2006 гг. в сопоставимых ценах по формуле:
,
В` - выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах;
В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде;
Iц - индекс повышения цен.
Результаты расчетов представим в таблице 5.
Таблица 5 - Расчет выручки от продажи продукции в сопоставимых ценах в 2005-2006 гг. (за базу сравнения взят 2004 г.)
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.
В сопоставимых ценах (базой сравнения является 2004 г.)
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязат. платежей)
469768,0
455876,0
475668,0
421716,9
447056,4
По данным таблицы 5 можно видеть, что выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах в 2005 г. уменьшилась на 48051,1 тыс. руб. по сравнению с 2004 г., а в 2006 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 22711,6 тыс. руб. Это произошло в результате сокращения количества реализуемой продукции.
В 2005 г. = 455876,0 - 421716,9 = 34159,1 (тыс. руб.)
В 2006 г. = 475668,0 - 447056,4 = 28611,6 (тыс. руб.)
Таким образом, в результате изменения цен произошло увеличение выручки в 2005 г. и в 2006 гг., так как реакцией постоянных покупателей организации было увеличение объема закупа продукции.
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи произведем расчет:
В 2005 г. тыс. руб.
В 2006 г. тыс. руб.
Таким образом, прирост цен на продукцию в 2005 г. привел к увеличению прибыли от продаж на 350,7 тыс. руб. и в 2006 г. привел к увеличению выручки на 293,7 тыс. руб.
Представим динамику выручки от реализации в действующих и сопоставимых ценах на рис. 3.
Рис. 3 - Динамика выручки от реализации в действующих и сопоставимых ценах ОАО ПО «АМЗ» в 2004-2006 гг.
Влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества проданной продукции рассчитаем следующим образом:
В 2005 г. -84429,9 тыс. руб.
В 2006 г. -52708,9 тыс. руб.
Таким образом, влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества проданной продукции в 2005 г. получилось отрицательным - 84429,9 тыс. руб., а в 2006 г. также отрицательным - 52708,9 тыс. руб. То есть в результате сокращения в 2005-2006 гг. объема продаж произведенной продукции сумма прибыли уменьшилась.
Рассчитаем влияние фактора «Себестоимость проданной продукции» на прибыль от продаж по формуле:
В 2005 г. - 11717,2 тыс. руб.
В 2006 г. - 15685,2 тыс. руб.
Себестоимость - это фактор обратного влияния по отношению к прибыли.
Таким образом, экономия себестоимости привела к увеличению прибыли в 2005 г. на 11717,2 тыс. руб., а в 2006 г. на 15685,2 тыс. руб. по сравнению с 2004 г.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль отчетного года в таблице 6.
Таблица 6 - Сводная таблица влияния факторов на прибыль ОАО ПО «АМЗ» в 2005 и 2006 гг.
№ п/п
Показатели-факторы
2005
2006
1
Количество проданной продукции
-84429,9
-52708,9
2
Изменение цен на реализованную продукцию
350,7
293,7
3
Себестоимость проданной продукции
-11717,2
-15685,2
4
Совокупное влияние факторов
-95796,4
-68100,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7