Рефераты. Анализ финансовых результатов и планирование прибыли на примере ООО "Фирма "Реал ЗИС"

Это означает, что операционный левередж выражается не одним, а, как минимум, двумя показателями, из которых один рассчитывается для случая, когда в плановом периоде меняются только цены на реализуемую продукцию, второй - для случая изменения только натурального объема продаж. При условии, что плановая выручка от продаж изменяется за счет обоих факторов, в расчетах применяются оба названных показателя операционного левереджа.

Назовем условно первый из указанных видов операционного левереджа ценовым, второй - натуральным. Ценовой операционный левередж определяется по формуле:


,    (4)


где Лц - ценовой операционный левередж;

Вб - базисная выручка от продаж;

Пб - базисная прибыль от продаж;

Ценовой операционный левередж равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж и показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменении выручки при изменении цен на 1 %.

Формула натурального операционного левереджа выглядит так:


 , (5)


где Лн - натуральный операционный левередж;

Пр - базисные переменные затраты.

Натуральный операционный левередж - это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.

С помощью показателя натурального операционного левереджа рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.

В реальных условиях, как правило, происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях. [17]

Темп изменения прибыли от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным тогда будет определяться по формуле:


, (6)


где ∆П - прирост (уменьшение) прибыли от продаж;

Иц - изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «-»);

Ин - изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»).

Формула (6) позволяет решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:

1.      Расчет темпов и направления изменения финансового результата от продаж.

2.      Целенаправленное изменение планового финансового результата от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей.

3.      Определение необходимого уровня одного из индексов, если известен другой и задана нужная организации сумма плановой прибыли от продаж.

4.      Определение уровня индексов, обеспечивающих критический объем продаж, т.е. нулевую прибыль в плановом периоде.

Таким образом, операционный левередж - инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж. [11]

Однако применение методов маржинального анализа ограничено рядом условий, в числе которых:

1.      Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.

2.      Неизменность постоянных расходов.

3.      Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

Литвин М.И. предлагает использовать факторную модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид [18]:

PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP, (7)


где PSp - прогнозируемая прибыль;

PSb - прибыль базисного периода;

DS - влияние изменения объема продаж;

DN - влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;

DVC - влияние изменения переменных расходов;

DFC - влияние изменения постоянных расходов;

DP - влияние изменения продажных цен на продукцию организации.


1. Фактор влияния объема продаж на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле:

DS = DTs*OL*PSb, (7.1)

где DTs - прогнозируемый прирост выручки от продаж;

OL - операционный рычаг;

PS - прибыль от продаж в базовом периоде.

2. Влияние фактора структурных сдвигов в объеме продаж (DN) определяется по формуле:

DN = Sb*Tb*DMPn, (7.2)


где Sb - выручка от продаж в базовом периоде;

Tb - прогнозный темп роста выручки от продаж;

DMPn - изменение коэффициента маржинального дохода из-за структурных сдвигов.

3. Влияние на прибыль фактора переменных расходов (DVC) определится как:

DVC = Sb x Ts x VCn x VCp, (7.3)


где: VCn - коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 - MPn);

VCp - прогноз снижения переменных расходов (с обратным знаком).


4. Влияние на прибыль фактора постоянных расходов (DFC) определяется прямым счетом, но с обратным знаком.


5. Влияние на прибыль фактора цен (DP) определится по формуле:

DP = Sb* Tb*Pp, (7.4)


где Pp - прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию

Применение факторных моделей расширяет возможности прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов. [18]


1.3 Показатели рентабельности деятельности организации

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности организации выступает также рентабельность.

Рентабельность (от нем. rentabel) - показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение доходов и затрат за определенный период времени. [9, c. 573]

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.) в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). [27, с. 313]

Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют и для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политики и ценообразовании. Организация считается рентабельной, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. [7, с. 27]

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествующей перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисленный как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств). Учитывая, что данный показатель был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. [38, с. 147]

В настоящее время показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

1)       показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2)      показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3)      показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. [24, с. 229]

При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются следующие коэффициенты рентабельности:

1. Рентабельность продукции/ издержек (коэффициент окупаемости затрат) (Рпр)


, (8)


где Пр - прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов,

ПС - полная себестоимость реализованной продукции.

Показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по организации.

Применение показателя рентабельности продукции наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и при снятии с производства неэффективных изделий.

2. Рентабельность продаж/ оборота (Роб)


, (9)


где В - выручка от реализации.

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции. [24, с. 230]

Показатели рентабельности продукции и продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов.

3. Рентабельность активов (Ра)


, (10)


где Пб (или Пч) - балансовая (или чистая) прибыль,

 Аср - средняя величина активов за определенный период.

Служит для определения эффективности использования капиталов в разных организациях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производства капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования организацией в отчетном периоде. Снижение показателя свидетельствует либо о снижении эффективности использования активов организации, либо о накоплении в организации излишних (неиспользуемых) активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активов, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития организации, поскольку рентабельность активов - это один из основных, критериальных показателей финансового благополучия. [35, с. 83]

4. Рентабельность текущих активов (Рта)

 

, (11)


где Ат.ср - средняя величина текущих активов (оборотных средств) организации.

Характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы. Динамика этого показателя, изменение доли оборотных активов во всех активах может говорить об изменении масштабов деятельности или образовании излишних запасов, ускорении оборота оборотных средств или их дефиците в связи с нехваткой источников финансирования. [35, с. 88]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.