- работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работ по модернизации и реконструкции собственного производства;
- работ по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено;
- полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям.
На предприятии, выбранном в качестве объекта исследования, показатель объема выпущенной продукции включает количество и стоимость товаров для перепродажи основных товаров - молочной продукции и колбасных изделий.
Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы продаж в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому необходимо, прежде всего, уделить внимание следующим аналитическим процедурам: исследованию и оценке выполнения плана продаж, а также его динамики в целом по предприятию и его подразделениям - отделам внутри магазина. При этом важно оценить изменения фактического выпуска продукции за отчетный период по сравнению с запланированным, а также с фактическим объемом за предыдущий период не только в действующих, но и в сопоставимых (средних) ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель (табл. 3.2.1).
Аналитические данные таблицы 3.2.1 свидетельствуют о том, что в отчетном году объем проданной продукции в данных отделах по сравнению с предыдущим годом возрос на 25 564 тыс. руб. или на 21,3%. Такое существенное увеличение вызвано, прежде всего, ростом цен. Это подтверждается тем фактом, что при пересчете того же объема продукции в сопоставимые (средние) цены уровень динамики оценивается уже в 15,5%. Более высокий рост цен наблюдается по продукции, выпускаемой лейкопластырным цехом (в действующих ценах прирост объема составляет 26,3%, а в сопоставимых - только 5,7%).
В отличие от положительной оценки динамики производства по иному обстоит дело с выполнением производственной программы продаж продукции.
Таблица 3.2.1 Выполнение плана и динамика производства продукции, тыс. руб.
Показатель
2004 год
2005 год
Отклонение (+, -)
% выпол-нения плана
Темп роста, %
по плану
фактически
от плана
от 2003года
Объем продаж в действующих ценах - всего.В том числе:
120 072
163 524
145 636
-178 88
+25 564
89,1
121,3
по молочному отделу
59 165
68 211
68 751
+540
+9568
100,8
116,2
по колбасному отделу
60 907
95 313
76 885
-18 428
+ 15 978
80,7
126,3
Объем проданной продукции в сопоставимых ценах
116 564
147 581
108936
-12 953
+ 18 064
91,2
115,5
В том числе:
50 024
64 568
64 308
-260
+ 14 284
99,6
128,6
66 540
63 013
70 320
-12 693
+3780
84,7
105,7
Из таблицы 3.2.1 видим, что по сравнению с намеченным планом предприятие недополучило выручки на 17 888 тыс. руб., причем это связано с невыполнением плана в колбасном отделе. Вместе с тем и молочный отдел обеспечил выполнение плана в основном за счет увеличения цен на свою продукцию (при пересчете в сопоставимые цены названный показатель составляет уже 99,6%, а не 100,8% в действующих ценах). Поэтому в ходе внутрихозяйственного анализа необходимо определить причины выявленной ситуации на основе углубленного анализа объема выпуска продукции (табл. 3.2.2).
Таблица 3.2.2 Выполнение плана и динамика производства продукции в действующих ценах по молочному и колбасному отделам, тыс. руб.
2005год
% выпол- нения плана
Tемп роста % N
факти-чески
от 2003 года
1 Молочный отдел
пастеризованное молоко
10 018
13 331
12 799
-532
+2781
96,0
127,8
стерилизованное молоко
5443
9246
7122
-2124
+ 1679
77,0
130,8
кисломолочная продукция
19 725
19 638
20 115
+477
+390
102,4
102,0
творожная масса
23 978
25 996
28 715
+2719
+4737
110,5
119,8
Итого продукции молочного отдела
+9586
II Колбасный отдел
вареные колбасы
37 738
28 809
29 732
+923
+8006
103,2
78,8
копченые колбасы
15 982
16 646
20 135
+3489
+4153
121,1
126,0
сырокопченые колбасы
1707
5541
3265
-2276
+ 1558
58,9
191,3
сосиски
2932
36 291
17 147
-19 144
+ 14 215
47,2
5,8 раза
сардельки
2542
6872
6012
-860
+3470
87,5
2,4 раза
шпикачки
6
1154
594
-560
+588
51,5
99 раз
Итого по колбасному отделу
126,2
Всего продукции
-17 888
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13