Рефераты. Администрирование упрощенной системы налогообложения

Общая сумма налоговых платежей в первом случае: 60 000 руб. + 180 000 руб. = 240 000 руб., во втором - 276 000 руб. (180 000 руб. + 96 000 руб.).

Если у организации есть договоренность с контрагентом о выполнении заказа, то можно использовать схему с поступлением оплаты в две организации. В организацию 1, уплачивающую единый налог с разницы между доходами и расходами по ставке 15%, и в организацию 2, которая начисляет налог по ставке 6%. Экономия заключается в том, что организация регулирует налоговую базу при расчетах с клиентом.

Совместное выполнение одного заказа допускается законодательством (ст. 706 ГК РФ). Однако снижение налоговой базы у организаций может признаваться работниками налоговых органов незаконным.

Сложность заключается в том, что с заказчиком приходится заключать два договора и выставлять разные счета на оплату. Заказчик может не пойти на участие в этой схеме, поэтому для оптимизации налогообложения в данной ситуации лучше заключить посреднический договор, так как в этом случае организация будет платить налог только со своего комиссионного вознаграждения.


3.2 Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения


Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы [13]. Законодатель вправе использовать дифференцированный подход к регламентации порядка исчисления налогов в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, а также связана с необходимостью реализации одного из основных начал законодательства о налогах и сборах, заключающегося в установлении налогов исходя из фактической способности налогоплательщика к уплате налога [14].

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, Налоговым кодексом РФ установлено четыре специальных налоговых режима, составляющих часть системы налогообложения, это:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговые режимы обладают не только особым порядком применения бухгалтерского и налогового учета, но и характеризуются наличием таких элементов юридической конструкции налога, как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый период, порядок и сроки уплаты налога. Это позволяет выделить юридическую конструкцию каждого из специальных налоговых режимов, близкую по структуре к юридической конструкции налога, но в то же время обладающую своеобразием.

Таким образом, особенностью специальных налоговых режимов являются сочетание и одновременное использование в налогообложении двух факторов:

1) в качестве основы специального налогового режима используется юридическая конструкция базового налога. При этом иные налоги могут не уплачиваться или уплачиваться в особом порядке;

2) вводятся элементы учета, отличные от общих правил бухгалтерского учета. Это создает особую форму учета - налогового, т.е. установленного нормами Налогового кодекса РФ.

Анализ юридической конструкции налоговой составляющей специального налогового режима позволяет применить к ней приемы юридической оптимизации.

Опираясь на общефилософскую характеристику оптимизации, правомерно предположить, что юридическая оптимизация налоговой составляющей специального налогового режима выражается в подборе и гармоничном соединении элементов юридической конструкции базового налога на основе правил юридической техники. Юридическая оптимизация связана с реализацией в нормах права таких параметров элементов этих юридических конструкций, которые в совокупности складывались бы в оформленное в правовом порядке равновесие частного интереса налогоплательщика и публичного интереса государства.

В целях оптимизации элементов юридической конструкции базового налога возможно применение модели юридической конструкции налога, включающей более простые подсистемы, которые образуют системное множество, располагающееся в определенной иерархии, обусловленной системными связями. Эти системные связи опосредованы соподчиненностью нижестоящих подсистем. В качестве подсистем выступают группы элементов, объединенные в конструктивные модели, образующие в совокупности юридическую конструкцию конкретного налога. Каждая из этих подсистем включает группу логически и структурно взаимосвязанных основных, вспомогательных и дополнительных элементов юридической конструкции налога. Это следующие подсистемы:

1) подсистема юридического фактического состава;

2) подсистема субъекта налогообложения;

3) подсистема налоговой обязанности;

4) подсистема ответственности налогоплательщика.

Подсистема юридического фактического состава включает взаимосвязанные внутренним единством элементы юридической конструкции налога "объект налогообложения - предмет налогообложения - источник налога"; в подсистему субъекта налогообложения входят налогоплательщик и носитель налогового бремени, льгота; подсистема налоговой обязанности образована взаимосвязанными группами элементов, это налоговая база и ставка налога, взаимосвязанные масштабом налога и единицей налогообложения, налоговый период и отчетный период, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога и способы уплаты налога; подсистема ответственности налогоплательщика образована одним, но довольно сложным по структуре дополнительным элементом юридической конструкции налога - ответственностью налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения сочетает в себе элементы юридической конструкции налога и налогового учета. Юридическая оптимизация элементов базового налога в этой системе будет прямо воздействовать на оптимизацию налогового учета.

Юридической оптимизации требует юридический фактический состав налога, который определен лишь частично. В ст. 346.14 Налогового кодекса РФ в качестве объекта налогообложения называются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. В действительности же доход - это источник налога, а доход, уменьшенный на величину расходов, является предметом налогообложения. Учет первого или второго варианта при определении налоговой базы в данном случае определяет особенности применения различных налоговых ставок. Объектом налогообложения является юридический факт, выраженный в юридически значимых действиях налогоплательщика, определяемых получением дохода. Предметом налогообложения являются те формы, в которых получены доход от реализации и внереализационные доходы. Налоговый учет по определению и признанию доходов и расходов содержит ряд отсылочных норм, что затрудняет не только определение предмета налогообложения, но и организацию налогового учета.

Необходимо четко выразить в нормах гл. 26.2 Налогового кодекса РФ и элементы, составляющие подсистему субъекта налогообложения. Указание на виды налогоплательщиков содержится в ст. 346.11 "Общие положения" и ст. 346.12 "Налогоплательщики". К ним закон относит организации и индивидуальных предпринимателей. Нормы, определяющие основные характеристики налогоплательщика, содержат много ограничений. Это ограничения по структуре организации, ее организационно-правовой форме, виду деятельности, используемой системе налогообложения, численности работающих, стоимости основных средств и нематериальных активов, участию в других организациях. Закон содержит ограничивающий характер использования упрощенной системы налогообложения, поэтому норма права, определяющая налогоплательщика, размывается. Чтобы ее конкретизировать, следует придать ей иной характер - разрешительный.

В числе налогоплательщиков особым статусом наделяются индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента. Эту особенность также следует отразить в ст. 346.12 "Налогоплательщики". Статья 346.25.1, определяющая особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента, является рамочной для субъектов Федерации. Им предоставлено право в законодательном порядке принимать решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента в пределах перечня, установленного ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ. Это положение также можно расценивать как льготу, предоставляемую индивидуальным предпринимателям.

Носителем налогового бремени может являться лишь налогоплательщик, получающий доход, что и следует указать в законе. Упрощенная система налогообложения является льготной, так как ее пользователи организации не уплачивают ряд налогов: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц), налога на добавленную стоимость, за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России. Вместе с тем закон не содержит указания на льготный характер упрощенной системы налогообложения.

Налоговая база и ставка налога должны быть взаимосвязаны масштабом налога и единицей налогообложения. Однако закон не содержит упорядоченного выражения этих элементов. Так, в соответствии со п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения является денежное выражение доходов и доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговая база имеет стоимостное выражение. Масштабом налога является рубль, единицей налогообложения соответственно - один рубль. Размер налоговых ставок определен в ст. 346.20 Налогового кодекса РФ исходя из порядка формирования базы. Если налоговой базой признается денежное выражение доходов, применяется налоговая ставка в размере 6%. При признании налоговой базой денежного выражения доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Нормы, определяющие налоговую ставку и налоговую базу, требуют юридической оптимизации. Так, в ст. 346.18 "Налоговая база" устанавливается еще одна налоговая ставка в размере 1%. Она применяется вместо ставки 15% в том случае, если сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 15% за налоговый период, составляет менее 1%. Полагаем, что введение так называемого минимального налога по налоговой ставке 1% нарушает законные интересы налогоплательщика, так как увеличивает размер взимаемого налога в том случае, когда налогоплательщик несет убытки. Ведь именно в таких ситуациях 15% будет составлять сумму меньшую, чем 1%. Поэтому положение п. 6 ст. 346.18 должно быть изъято из гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.