Рефераты. Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Как уже было отмечено выше, ст. 7 и 8 Закона № 173-ФЗ определен пе­речень операций движения капитала, которые регулируются Правительством РФ и Центральным банком России, причем Прави­тельство РФ может уста­навливать только требова­ние о резервировании по регулируемым им опера­циям, а Центральный банк — как требование о ре­зервировании, так и об ис­пользовании специально­го счета.

Под специальным счетом понимается банков­ский счет в уполномочен­ном банке либо специаль­ный раздел счета "Депо", либо открываемый реест­родержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел ли­цевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществле­ния по нему валютных операций в случаях, установ­ленных в соответствии с Законом № 173-ФЗ.

В настоящее время порядок и режим работы специального счета опре­делены Инструкцией Цент­рального банка России от 07.06.2004 г. № 116-И "0 видах специальных счетов резидентов и нерези­дентов", в которой указаны виды счетов, открывае­мые для осуществления определенных операций.

Однако здесь следует сделать оговорку, что тре­бование об открытии специальных счетов действи­тельно только до 1 января 2007 г.

В Законе № 173-ФЗ, как уже говорилось, предус­мотрены случаи, в ко­торых резиденты и нерезиден­ты обязаны выполнить требование о резервиро­ва­нии денежных средств при осуществлении отдель­ных видов валютных операций. Порядок же резер­вирования и возврата суммы резервирования ус­та­навливается Центральным банком РФ.

В настоящее время вопросы резервирования денежных средств регули­руются Инструкцией Цен­трального банка России от 01.06.2004 г. № 114-И "0 порядке резервирования и возврата суммы ре­зервирования при осуществле­нии валютных опе­раций".

Обратим внимание на ряд основных моментов, связанных с резервиро­ванием.

Прежде всего, следует отметить, что сумма ре­зервирования всегда вно­сится в валюте РФ.

Днем внесения суммы резервирования являет­ся день принятия испол­няющим банком к исполне­нию заявления о резервировании и платежного по­ручения клиента на внесение резервирования. Ес­ли операция была совершена в иностранной валю­те, то расчет суммы резервирования по операции в ино­странной валюте осуществляется по официаль­ному курсу иностранной ва­люты по отношению к рублю, устанавливаемому Банком России на день вне­сения суммы резервирования.

Для внесения суммы резервирования клиент представляет в испол­няющий банк письменное за­явление о внесении суммы резервирования по со­ответствующей операции.

Одновременно с заявлением о резервировании клиент представляет в исполняющий банк платеж­ное поручение, на основании которого осуществля­ется перечисление суммы резервирования со счета клиента, с ко­торого вносится сумма резервирова­ния, для зачисления ее на отдельный счет в испол­няющем банке.

Для возврата суммы резервирования исполняю­щий банк за два рабочих дня до истечения срока резервирования направляет в подразделение рас­чет­ной сети Банка России, в котором у исполняю­щего банка открыт корреспон­дентский счет, расчет возврата суммы резервирования.

Возврат суммы резервирования осуществляется исполняющим банком на счет клиента, с которого вносилась сумма резервирования. На сумму ре­зер­ва проценты не начисляются.

Помимо названной Инструкции следует назвать Указание Централь­ного банка России от 29.06.2004 г. N31465-У "Об установлении требова­ний о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банков­ские счета и при списании денежных средств со специальных бан­ковских счетов". В Инструкции содержится инфор­мация о видах специальных счетов, о размере сум­мы резервирования в зависимости от вида специ­ального счета и о сроке резервирования.

Следует отметить, что за осуществление валют­ных операций с невы­полнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денеж­ных средств со специального счета на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании ст. 15.25 Кодекса об админист­ративных правонару­шениях предусмотрена ответственность в виде наложе­ния административного штрафа на граждан,
должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного раз­мера суммы незаконной валютной операции.   

В последнее время также произошли изменения в законодательстве, ре­гулирующем вопросы оформления паспортов сделки. Эти изменения на­шли отражение в Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 г. № 117-И "О порядке пред­ставления резидентами и нерезидентами уполно­моченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

В данной Инструкции определены валютные операции, на которые не­обходимо оформлять пас­порта сделки. К ним относятся валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающие­ся в осуществлении расче­тов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных бан­ках, а также через счета в банке-нерезиденте в слу­чаях, установленных актами валютного законода­тельства РФ или актами органов валютного регули­рова­ния, либо в иных случаях на основании разре­шений, выданных Банком Рос­сии:

за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможен­ную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые ус­луги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельно­сти, в том числе исключи­тельные права на них, по внешнеторговому догово­ру, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим ли­цом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в ва­люте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и зай­мов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерези­дентов по кредитному до­говору.

В Инструкции также дан исчерпывающий пере­чень операций, при осуществлении которых оформ­лять паспорт сделки не требуется. К ним от­несены валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:

между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющи­мися индивидуальны­ми предпринимателями, при осуществлении ука­занными резидентами валютных операций по конт­ракту;

между нерезидентом и кредитной организа­цией - резидентом;

между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, спе­циально уполномочен­ным Правительством РФ на осуществление валют­ных операций;

между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установлен­ному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных измене­ний и дополнений.

Причем к последнему абзацу следует сделать небольшое уточнение: если в контракте не содер­жится информации о его сумме, то оформление па­спорта сделки является обязательным.

Помимо изложенного выше до настоящего вре­мени остается нерешен­ным вопрос относительно того, следует ли оформлять паспорт сделки при за­ключении договоров займа, то есть относятся ли договоры займа к понятию "кредитные договоры", данному в Инструкции № 117-Й. На практике банки обязывают оформлять паспорта сделки при заклю­чении договоров займа.

Паспорт сделки, представляемый в банк пас­порта сделки резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными пра­вом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - рези­дента лиц, в обязанности которых входит веде­ние бухгалтерского учета), заявленными в кар­точке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска пе­чати юридического лица - резидента.

Инструкция предусматривает перечень доку­ментов, которые резидент должен представить в банк паспорта сделки для оформления последнего. Представление документов осуществляется в согла­сованный с банком пас­порта сделки срок, не позд­нее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного ис­полнения обязательств по контракту (кредитному договору).

В завершение вопроса о паспорте сделки сле­дует отметить, что все ста­рые паспорта сделки со­гласно ныне действующему законодательству необ­ходимо было переоформить до 31 июля 2004 г.

Теперь рассмотрим изменения, которые произо­шли в сфере продажи валютной выручки.

Вопросы продажи валютной выручки в насто­ящее время регулируются Инструкцией Централь­ного банка России от 30.03.2004 г. № 111-И "Об обя­зательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Феде­рации", согласно которой уполномоченные банки откры­вают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуаль­ный предпри­нимателям) на основании договора банковского счета текущие валютные счета и в связи с этим одновременно транзитные валютные счета при осуществлении обязательной продажи части ва­лютной выручки.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступле­ния иностранной валюты в пользу резидента, за исключениями, предусмотренными названной Ин­струкцией.

Согласно данной Инструкции обязательная про­дажа части валютной выручки резидентов осущест­вляется в размере 25% суммы валютной вы­ручки.

Обязательная продажа части валютной выручки резидента теперь осу­ществляется только по распо­ряжению последнего не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банков­ский счет резидента в уполно­моченном банке.

По ранее действующему законодательству ес­ли клиент не давал своего распоряжения банку на продажу части поступившей клиенту валютной вы­ручки, то банк самостоятельно осуществлял ее продажу.

Согласно п. 3 ст.15.25 Кодекса об администра­тивных правонарушениях установлена ответствен­ность за невыполнение обязанности по обязатель­ной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение установленного по­рядка обязательной продажи части валютной выручки в виде наложе­ния ад­министративного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не про­данной в установленном порядке.[5, c7]

Объектом обязательной продажи является ва­лютная выручка резиден­тов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным рези­дентами или от их имени сделкам, предусматриваю­щим передачу товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг, передачу информации и результатов ин­теллектуальной деятельности, в том числе исключи­тельных прав на них, в пользу нерезидентов, за ис­клю­чением определенных сумм, перечень которых указан в Законе № 173-ФЗ.

Так, для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы ва­лютной выручки учитываются следующие расходы и иные платежи:

оплата транспортировки, страхования и экс­педирования грузов;

уплата вывозных таможенных пошлин, а так­же таможенных сборов;

выплата комиссионного вознаграждения кре­дитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

иные расходы и платежи по операциям, пере­чень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

Следует отметить, что также изменился порядок продажи валютной выручки для посредников. В Инструкции № 111-И предусмотрена обязатель­ная продажа суммы комиссионного вознаграждения по договорам с нерези­дентами-комитентами. Если же комитентом является резидент РФ, то сумма комис­сионного вознаграждения обязательной продаже не подлежит.

В связи с вступлением в силу Закона № 173-ФЗ был отменен ряд нор­мативных документов, регули­рующих вопросы осуществления валютных опера­ций, а новые документы, регулирующие те или иные вопросы валют­ного законодательства, пока не приняты.



















Заключение

Проведенный анализ поло­жений Закона позволяет сде­лать следующие выводы:

1. Закон существенно отли­чается от ныне действующе­го Закона Рос­сийской Федера­ции «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» от 1992 г. прежде всего подхо­дом к формам и методам ва­лютного контроля. Очевиден отказ от жесткой формы пред­варительного контроля — раз­реши­тельной, т. е. необходи­мость получения предвари­тельных разрешений, и пере­ход к более маневренной — использование специальных счетов и сис­темы резервиро­вания.

2. Четко разграничены функции Правительства и Банка России

3. Разрешено открытие резидентам счетов в банках - нерезидентах.

4. Прописаны права и обязанности резидентов и нерезидентов при про­ведении валютных операций.

5. Сохранено требование обязательной продажи части валютной вы­ручки.

6. Сохранен институт уполномоченных банков. Валютные операции по-прежнему могут осуществляться только через банки, имеющие специаль­ную валютную лицензию Банка России.

7. Сохранено требование для резидентов перевода в страну доходов, полученных за рубежом.










Список использованной литературы

Закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регули­ровании и ва­лютном контроле".

Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валют­ном контроле".

Бурмистрова И. О валютном регулировании и валютном контроле. //  http://www.ibusiness.ru/egover/acts/31968/

Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2005.-№4.-С.10-15.

Володин Ф.Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации. // Банковские услуги.-2004.-№5.-С.2-10.

Носик А.Р. Изменение валютного законодательства в РФ. // Бухгалтер­ский учет.-2002.-№5.-С.51-58.

Селивановский А.С. Изменения валютного законодательства. // Бухгал­терские вести.-24.09.03.-http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000117

Стадничук И. Особенности валютной политики ЦБ РФ на современном этапе. // Валютный спекулянт.-2003.-№03.-С.20-24.

Шумилина Е. Новое в валютном регулировании. // Аудит и налогообло­жение.-2004.-№11.-С.2-5.

1.    Якимовский Ю.Д. Валютное законодательство: за и против. // Экс­перт.-2003.-№20.-С.50-51.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.