Рефераты. Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ

·    проведение жесткой денеж­но-кредитной политики и снижение темпов ин­фляции;

·    достижение  процентной ставкой по банковским ссудам по­ложительного уровня;

·    повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечиваю­щее более высо­кую доходность рублевых сбережений по сравне­нию с приобретением и раз­меще­нием СКВ;

·    расширение производства конкурентоспособной на внешнем
рынке продукции и развитие им­портозамещающих производств;

·    улучшение платежного ба­ланса страны.[5,c 8]

Такая стратегия получила на­звание «валютная шоковая тера­пия» по аналогии с «шоковой терапией». Сторонники данного варианта курсовой по­литики по­лагали, что быстрое введение конвертируемости российского рубля можно обеспечить либо значительным понижением ва­лютного курса, фикси­руя его на существенно низком уровне (т.е. используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курса национальной валюты на основе спроса и пред­ложения на свободном рынке.

Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, рав­но как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы в крайне не­стабильном положении.

Анализ мирового опыта сви­детельствует о наличии следую­щих основ­ных вариантов осуще­ствления курсовой политики:

·    «свободно плавающие» валютные курсы;

·    регулируемое «плавание» валют;

·    постоянно фиксированные курсы.[7]

Россия выбрала смешанный вариант: проведение умеренной политики регулируемого «плава­ния» при непрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете тем­пов инфляции, состоя­ния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных опера­ций, ускорения либо задержки ва­лютных платежей, степени до­верия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.

В России было допущено с самого начала реформ хождение сильной мировой резервной валю­ты — доллара США. В других странах, напротив, предпринима­лись меры, направленные на максимальное ограничение хож­де­ния иностранной валюты на национальном рынке и укрепле­ние националь­ной валюты.

Россия, после введения внут­ренней конвертируемости, откры­ла по форме и по существу дос­туп к долларовым накоплениям и расчетам в ино­странной валю­те. Данное обстоятельство при­вело к «всеобщей долларизации всей страны».

Обращение на территории России иностранной валюты ве­дет к ослаб­лению национальной валюты. В соответствии с поло­жением Центрального банка Рос­сии «О прекращении на террито­рии Российской Федерации расче­тов в иностранной валюте за реализуемые физическими лица­ми товары (ра­боты, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 но­ября 1997 г. вступил в силу но­вый порядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физичес­ким лицам. В результате россий­ский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.[6, c52]

Одна из важнейших функций ЦБ — поддержание устойчивос­ти курса рубля. Безусловно, устой­чивый валютный курс является очень важным эко­номическим параметром для российских пред­приятий.

В конце 2003 г. ЦБР прекра­тил активную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировки дол­лара снизились.

Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в валютной поли­тике, озна­чающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль за инфляци­ей и выравнивание доходности валютных и-рублевых инструмен­тов. При превышении номиналь­ной рублевой доходности над валютной это дос­тигается двумя способами — либо ускорить де­вальвацию рубля и повысить до­ходность валютных инструмен­тов, либо снижать доходность на внутрен­нем рынке. Выбор был сделан в пользу снижения доход­ности рублевых ин­струментов. Таким образом, рынку задан чет­кий ориентир возможной деваль­вации рубля.

Несмотря на положительные стороны крепкого рубля, в час­тности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая поли­тика БР таит в себе риски, которые не следу­ет недооценивать. В условиях унификации и изменения регули­руемых тарифов после 2003 г. правительство не сможет и даль­ше сдерживать инфляцию, в ре­зультате чего политика ЦБР может оказаться дискредитиро­ванной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.[10, c4]

1.2 Политика Центрального Банка на валютном рынке

Валютный рынок представля­ет собой сферу отношений по поводу ку­пли-продажи иностран­ной валюты.

Направление и формы валют­ной политики, проводимой цент­ральным банком, зависят как от экономического положения дан­ной страны, так и ее места в ми­ровом хозяйстве. Центральный банк обычно использует две ос­новные формы валютной полити­ки: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) полити­ка проводится не только с целью измене­ния условий рефинансиро­вания отечественных коммерчес­ких банков, но иногда направле­на на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, что подо­рожание кредита в Европе заста­вит инвесторов скупать европей­скую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валю­ты (де­визы), воздействует в нуж­ном направлении на изменение курса националь­ной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервен­ций». Приобретая за счет офици­альных золо­товалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увели­чивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа цен­тральным банком крупных партий национальной валюты приводит к сниже­нию ее курса, так как уве­личивается предложение. Влияние валютной поли­тики центрального банка в форме проведения опера­ций на срочном валют­ном рынке проявляется в стимулировании эк­спорта или импорта капитала. На­правление желаемого движения капиталов зависит от приоритета поли­тики центрального банка в данной экономической ситуации.

В России в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и ва­лютном контроле» резиденты и нерезиденты имеют право поку­пать и продавать валюту на внут­реннем валютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуще­ствляться непосредственно между уполно­моченными банками, а также через валютные биржи.

Одной из важнейших задач валютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновре­менном поддержании предложе­ния иностранной валюты на внут­реннем валютном рынке. При де­фиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обяза­тельств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухуд­шить состо­яние платежного баланса и све­сти на нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капита­ла из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран, она харак­теризуется своеобразием моти­вов оттока, по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим послед­ствиям.

Бегство капитала происходит в следующих формах:

·    по внешнеторговым опера­циям в виде нерепатриации экс­портной валют­ной выручки, не­ поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых плате­жей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по им­порту продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.

·    наличие в стране организованной сети недобросовестных хозяйствую­щих субъектов, использующих «серые» схемы пе­ревода валютных средств за гра­ницу, которые формально при­крываются внешнеторговыми контрактами. Основной причиной данного явления следует при­знать свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на вне­шний рынок. В схемах утечки ка­пи­тала ключевую роль играют «фирмы-однодневки», которые оформляют фик­тивные импорт­ные контракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу, пре­имущественно с территории оф­фшорных зон. Контроль за дея­тельностью таких фирм чрезвы­чайно сложен в связи с корот­ким сроком их «работы» и огромным количеством. В настоящее вре­мя, по данным ВЭК России, число участников внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.[3]

По инициативе Банка России и при его активном участии Правительст­вом России были подготовлены и внесены в Госу­дарственную Думу сле­дующие законопроекты:

• Проект Федерального зако­на «О внесении дополнения в ста­тью 193 Уголовного кодекса РФ», который предусматривает усиле­ние ответственно­сти участников внешнеэкономической деятельно­сти за нарушение валютного за­конодательства за счет введения норм уголовной ответственности за неза­конный перевод валютных средств за границу;

• Проект Федерального зако­на «О внесении дополнения в статью 28 ФЗ «О банках и бан­ковской деятельности», принятый Государственной Думой. Он пре­доставляет Банку России право определять порядок установления кре­дитными организациями кор­респондентских отношений с банками, зарегист­рированными на территории оффшорных зон ино­странных государств. ЦБ РФ получил возможность принять дополнительные регулирующие меры:

·    кредитные организации обязаны формировать резервы под операции с ре­зидентами оффшорных зон в размере не менее 50% остатка на отдельных лицевых счетах, открытых к балансо­вым счетам, на которых учиты­ваются соответствующие операции с нерезидентами;

·    уполномоченные банки ус­танавливают корреспондентские отношения с оффшорными банка­ми, исходя из рейтинга иностранных банков по степени их долгосрочной кредитоспособности и размера собственных средств.

Федеральный закон «О внесении дополнений в Закон РФ «О валютном регулирова­нии и валютном контроле», вступивший в действие с 7 июля 1999 г., который ограничивает максимальные размеры едино­временного вывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами суммой, эквивалент­ной 10 тыс. долл. США.

Для противодействия утечке капитала за границу внесены предложения по внесению изме­нений и дополнений в ФЗ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятель­ности». Они предполагают:

введение лицензирования отдельных видов внешнеторго­вой деятельно­сти, государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых   контрак­тов, сокращение числа посредничес­ких организаций во внешней торговле (целью в данном случае является борьба с «фирмами-од­нодневками»);

четкое законодательное оп­ределение понятий и терминов,
связанных с экспортом и импор­том работ, услуг и результатов интеллекту­альной деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.