Рефераты. Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ

установление обязатель­ных требований к внешнеторго­вым контрактам и документам, подтверждающим предоставле­ние и получение услуг и резуль­татов интеллектуальной деятель­ности.

Банк России в рамках своей компетенции в 1999 г. принял ряд жестких мер валютного регули­рования и валютного контроля:

1. Разработан порядок валют­ного контроля со стороны упол­номочен­ных банков за операци­ями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим особого внимания (обладающим призна­ками подозрительности). Повышена ответственность кредитных орга­низаций и их клиентов за неис­полнение требований валютного законодательства.

2. Введено требование обяза­тельного открытия юридическими
лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в раз­мере 100% средств, перечисленных на покупку валю­ты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуще­ствление авансовых плате­жей. Это позволило снизить вли­яние недобросове­стного бизнеса во внешней торговле на состояние внутреннего валютного рын­ка. Однако данное ограничение действовало не более двух не­дель, так как были затронуты и интересы добросовестных импор­теров. С учетом этого Банк Рос­сии в оперативном порядке выпу­стил нормативный документ, ос­во­бождающий импортеров от не­обходимости депонирования руб­левых средств при покупке валю­ты в случае использования ими общепринятых в междуна­родной внешнеторговой практике инстру­ментов обеспечения (открытие без­отзывных аккредитивов, зак­лючение договоров страхования риска невоз­врата переведенной по импортным контрактам инос­транной валюты, получе­ние гаран­тий первоклассных иностранных банков, а также векселей, выдан­ных нерезидентами и авалированных иностранными банками).

3. В целях реализации Указа Президента РФ № 334 от 15 мар­та 1999 г. «Об изменении поряд­ка обязательной продажи части валютной выручки» ус­тановлен порядок контроля за обязатель­ной продажей экспортной валют­ной выручки, являющейся зало­гом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачис­ленных на счета в уполномочен­ных банках до 15 марта 1999 г. Принятые  Банком  России меры по валютному регулирова­нию и валютному контролю во многом носят вынужденный ха­рактер и являются адекватной реакцией на конкретные условия развития рос­сийской экономики, что выражается в высоком уров­не криминализации эко­номики и, в частности, в уходе от налого­обложения, конверсии неучтен­ных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за гра­ницу с использо­ванием «серых» схем.[6, c57]

Вместе с тем, принципиальная позиция Банка России заключается в том, что эти меры, как ог­раниченные во времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые законо­дательные решения и макроэко­номическая ситуация не изменит­ся в лучшую сторону.

Стратегия совершенствования валютного регулирования и ва­лютного контроля находится в центре внимания ведущих россий­ских экономистов и работников Банка России. Ее разработка пре­дусматривает постановку задач и определение мероприятий для их реализации. Стратегически­ми задачами ва­лютного регу­лирования и валютного кон­троля на современном этапе явля­ются:

·    усиление валютного кон­троля за объемом продажи ва­лютной выручки (без ущемле­ния интересов экспортеров, свя­занных с технологической модер­низацией и производством экспор­тной продукции);

·    регулирование импорт­ных тарифов для защиты внутренних товарных рын­ков и под­держания жесткой конкурентной среды, стимулирующей сни­жение издержек производства;

·    введение таких правил торговли на валютном и финансовом  рынках,  ко­торые повысят возможности их регули­рования, обеспечат прозрачность опе­раций и их предсказуемость;

·    регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;

·    обеспечение   притока иностранных прямых и порт­фельных инвестиций;

·    привлечение валютных накоплений населения в ин­вестиции для подъема произ­водства;

·    разработка долгосрочной стратегии управления вне­шним долгом, рацио­нальной политики воздействия на курс рубля;

·    восстановление рынка акций компаний и государ­ственных    облигаций    для уменьшения давления на валютный рынок;

·    возрождение    рынков срочных контрактов в целях уп­равления валют­ными рисками.[9, c5]


2.      Изменение валютного законодательства РФ

2.1 Основные положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»


С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О ва­лютном регули­ровании и валютном контроле", который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее — Закон № 173-ФЗ), а также ряда других норматив­ных  актов в сфере валютного регулирования и ва­лютного контроля про­изошли значительные изменения.

Вновь принятый Закон "О валютном регули­ровании и валютном кон­троле" кардинально отличается от действовавшего ра­нее Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует отметить, что в За­коне № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим ра­нее Законом более четко сформулировано понятие "резидент". В соответствии с Законом № 3615-1 к физическим лицам - резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ. За­кон № 173-ФЗ разде­ляет физических лиц - рези­дентов на две группы, к которым относятся:

·    физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением прожи­вающих в иностранном государстве;

·    иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.

По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов вклю­чены Российская Феде­рация, субъекты РФ и муни­ципальные образования, а предприятия и органи­зации, не являющиеся юридическими лицами, со­зданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "ре­зидент".

На основании Закона № 173-ФЗ изменился пе­речень валютных ценно­стей, к которым относятся только иностранная валюта и внешние ценные бу­маги.

Исключены из валютных ценностей драгоцен­ные металлы и природные драгоценные камни.

Претерпел изменения и состав органов валют­ного регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного регу­лиро­вания являлся Центральный банк РФ, то теперь полномочиями по осуществ­лению валютного регу­лирования также наделено Правительство РФ.

Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку РФ, отнес к ним также:

·    профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе держате­лей реестра), подотчет­ных федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

·    территориальные органы федеральных орга­нов исполнительной власти, яв­ляющихся органами валютного контроля.

Названные агенты валютного контроля наделе­ны правом проверять со­блюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства, поря­док учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы, связанные с валютными опе­рациями.

Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные операции". В соответствии с п. 9 ст. 1 данного Закона валютным операциям относятся:

приобретение резидентом у резидента и от­чуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также ис­пользо­вание резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основани­ях, а также использование валютных ценностей, ва­люты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних цен­ных бумаг на законных основаниях, а также исполь­зование валютных ценностей, валюты РФ и внут­ренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

перевод  иностранной  валюты,  валюты   РФ, внутренних и внешних цен­ных бумаг со счета, от­крытого за рубежом, на счет того же лица, откры­тый на территории РФ, и со счета, открытого на террито­рии РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;

перевод нерезидентом валюты РФ, внутрен­них и внешних ценных бумаг с одного счета, откры­того на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;

·    ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.[1]

Новшеством является отнесение к валютным операциям переводов не­резидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.

Ранее валютные операции разделялись на те­кущие валютные операции, осуществляемые без ограничений, и валютные операции, связанные с
движением капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. Из Закона № 173-ФЗ понятие "текущие валютные операции"
исключено.        

Указанные в Законе № 173-ФЗ валютные опера­ции между резидентами и нерезидентами осущест­вляются без ограничений, за исключением валют­ных операций движения капитала, регулируемых Правительством и Цен­тральным банком РФ, а также ряда валютных операций, осуществляемых на внут­реннем валютном рынке России.

Если в Законе № 3615-1 для осуществления большинства операций, связанных с движением ка­питала, лицо, намеревающееся совершить такие опе­рации, должно было получить разрешение Централь­ного банка, то со­гласно Закону № 173-ФЗ органам ва­лютного регулирования запрещено уста­навливать требование о получении резидентами и нерезиден­тами индивиду­альных разрешений. Такое требова­ние в настоящее время вышеназванные органы ва­лютного регулирования вправе устанавливать только в случае от­крытия счета юридическими лицами - резидентами за пределами территории РФ.

Порядок открытия названных счетов регулиру­ется Положением Цен­трального банка России от 28.04.2004 г. № 256-П "О временном порядке вы­да­чи Банком России юридическим лицам - резиден­там, не являющимся кре­дитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами тер­ритории Российской Феде­рации". Это Положение действует до 17 июня 2005 г.

Следует отметить, что за нарушение установлен­ного порядка открытия счетов в банках, располо­женных за пределами территории РФ, п. 2 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответствен­ность в виде наложения ад­министративного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда; на юридических лиц — от 500 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.