Помимо Леонтьева, интерес к Азии и в целом к Востоку проявляли Достоевский [64. Т. 27. С. 32-40] и многие представители православных кругов [118]. В этой связи напрашивается предположение о формировании в русле православно-охранительного направления в 70-80-е гг. XIX в. ориентации на Азию и в целом на Восток как на потенциального союзника России; это способствовало также обоснованию особого характера российской цивилизации.
Последний вариант леонтьевского проекта создания Восточного союза подразумевал: 1) присоединение Царьграда к России с близлежащими округами в Малой Азии и Фракии; 2) образование на развалинах Турции православной конфедерации из Греции, Сербии, Румынии и Болгарии; 3) присоединение остатков Турции и всей Персии к этой конфедерации [2. С. 657]. Выполнение этой программы и означало для Леонтьева окончательное решение восточного вопроса. Если сравнить проекты Леонтьева и Данилевского как варианты православного и панславистского подходов к решению восточного вопроса, то главное отличие их друг от друга видится в том, что леонтьевская программа делает акцент при создании новой самобытной цивилизации на религиозно-культурные основания разных цивилизационных миров, тогда как проект Данилевского зиждется на более узкой национально-православной опоре, причем здесь определяющей является «племенная» славянская идея.
В отношении благоприятного исторического момента для реализации своей программы Леонтьев так и не смог определиться. Однако он положительно оценивал тот факт, что русские войска в 1878 г. так и не вошли в Царьград, поскольку Россия в эпоху Александра II не была готова взять на себя выполнение великой задачи культурного обновления. Лишь с началом царствования Александра III у Леонтьева появилась определенная уверенность в скором разрешении восточного вопроса. Но по мере нарастания у Леонтьева к концу жизни пессимистических чувств у него росли и сомнения в осуществлении своей надежды.
Во всяком случае проект мыслителя не являлся лишь химерой его разгоряченного воображения. В нем отразились чаяния той части русского общества, которая надеялась на воссоединение России с византийскими истоками своей культуры [см. об этом, напр.: 68; 165]. Причем леонтьевские идеи о союзе России с Азией против Запада не умерли вместе со смертью их творца. Они получили развитие уже в ХХ столетии в концепции евразийства.
Если же отбросить исторически изжитую оболочку учения Леонтьева, то на поверхность выступят яркие грани вечной леонтьевской «звезды», вновь осветившей путь наших исторических блужданий и выбора слишком часто (непозволительно часто!) ложных идеалов. Размышления «самого крупного мыслителя из консервативного лагеря, да и вообще одного из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе» [29. С. 145-146] о «русской идее», неизбежности социализма как «нового рабства» или развитии цивилизации в бездушном техногенном направлении, о геополитических интересах России важны для нас сегодня - как для того, чтобы лучше понять наше недавнее прошлое, так и для того, чтобы оценить наше возможное будущее.
Список литературы
1. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: В 2 т. М., 1885-1886.
2. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.
3. Леонтьев К.Н. Моя литературная судьба: Автобиография // Литературное наследство. Т. 22-24. М., 1935.
4. Леонтьев К.Н. Собр. соч.: В 9 т. М., Спб., 1912-1913.
5. Леонтьев К.Н.: pro et contra. Антология: В 2 кн. Спб., 1995.
6. Письма К.Н. Леонтьева к К.А. Губастову // Русское обозрение. 1897. № 3; 5.
7. А-т (Петерсен В. К.). Заблуждение отшельника // Новое время. 1891. 29 марта.
8. Абрамов А.И. Культурно-историческая концепция русской цивилизации К. Леонтьева // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.
9. Авдеева Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель»? // Социально-политический журнал. 1992. № 3.
10.Авдеева Л.Р. Леонтьев К.Н. // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.
11.Авдеева Л.Р. Проблема государства в русской религиозной общественной мысли последней трети ХIХ - начала ХХ вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Теория научного коммунизма. 1982. № 5.
12.Авдеева Л.Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1982. № 3.
13.Авдеева Л.Р. Религиозно-консервативная социология К.Н. Леонтьева: Автореф. дисс. … к.ф.н. М., 1983.
14.Авдеева Л.Р. Философско-методологические аспекты консервативной социологии К. Леонтьева // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 9. М., 1981.
15.Аггеев К. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К.Н. Леонтьевым понимания христианства. Киев, 1909.
16.Адрианов Б. Иерархия - вечный закон человеческой жизни // К. Леонтьев, наш современник. Спб., 1993.
17.Адрианов Б. Место и значение К.Н. Леонтьева в русской философии // К. Леонтьев, наш современник. Спб., 1993.
18.Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1886.
19.Александров А.А. Из воспоминаний о К.Н. Леонтьеве // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит. сб. Спб., 1911.
20.Александров А. I. Памяти К.Н. Леонтьева. II. Письма К.Н. Леонтьева к А. Александрову. Сергиев Посад, 1915.
21.Антоний, архиепископ Волынский. Искренняя душа // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит. сб. Спб., 1911.
22.Аристов П. Леонтьев и его гадания // Русское дело. 1888. № 2.
23.Астафьев П.Е. Национальное самосознание и общеловеческие задачи // Русское обозрение. 1890. № 3. То же: Национальность и общечеловеческие задачи. М. 1890.
24.Астафьев П.Е. Объяснение с г. Леонтьевым // Московские ведомости. 1890. 29 июня.
25.Астафьев П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса. М., 1886.
26.Багдасаров Р., Вовченко А. Возвращение Леонтьева // Литературная Россия. 1991. № 47.
27.Бажов С.И. Некоторые аспекты проблемы культурно-исторического самоопределения России в творчестве К.Н. Леонтьева // Актуальные проблемы истории русской философии XIX века. М., 1987.
28.Балканский Т. Славянство и Константин Леонтьев // Современные известия. 1885. 31 октября.
29.Бердяев Н.А. К. Леонтьев - философ реакционной романтики // Собр. соч. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989.
30.Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926.
31.Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
32.Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
33.Бибихин В. Константин Николаевич Леонтьев // Литературная газета. 1989. № 14.
34.Бородаевский В. О религиозной правде Константина Леонтьева // К.Н. Леонтьев: pro et contra. Антология: В 2 кн. Кн. 1. Спб., 1995.
35. Бочаров С.Г. «Ум мой упростить я не могу» // Литературная газета. 1991. 18 декабря.
36.Бочаров С.Г. Эстетический трактат Леонтьева // Вопросы литературы. 1988. № 12.
37.Бочаров С.Г. «Эстетическое охранение» в литературной критике (Константин Леонтьев о русской литературе) // Контекст. 1977. М., 1978.
38.Буданова Н.Ф. Достоевский и Леонтьев // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9.
39.Булгаков С.Н. Победитель - Побежденный (Судьба К.Н. Леонтьева) // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1918.
40.Булгаков Ф.И. Оригинальное народничанье // Исторический вестник. 1881. № 5.
41.Булычев Ю. Вольнолюбивый певец деспотизма // К. Леонтьев, наш современник. Спб., 1993.
42.Бурнакин А. Литературные заметки. К. Леонтьев // Новое время. 1912. 20 июля.
43.Бурнакин А. Литературные заметки. Царьград и всеславянство (Пророчества Константина Леонтьева) // Новое время. 1912. 2 ноября.
44.Ватыль В. Н., Ермашов Д. В., Ширинянц А.А. Социально-политическая правовая мысль России XIX - начала XX века. (Очерки истории и теории): В 2 ч. Ч.1. Гродно, 1997.
45.Волженский П. (Денисов Я.А. и Уманов Н.А.). Еще русский мыслитель // Русское дело. 1887. № 19, 20, 21-22.
46.Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII - начало ХХ в. М., 1978.
47.Гагарин А.С. Кризис европоцентризма и судьба России (Культурологические воззрения К.Н. Леонтьева и О. Шпенглера) // Диалог культур. Екатеринбург, 1992.
48.Гайденко П. Наперекор историческому прогрессу (Константин Леонтьев - литературный критик) // Вопросы литературы. 1974. № 5.
49.Гальцева Р.П., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах. Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале // Неоконсерватизм в странах Запада. Ч.2. М., 1982.
50.Гачев Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991.
51.Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 7. М., 1956.
52.Гиляров-Платонов Н.П. Передовица о книге «Восток, Россия и славянство» // Современные известия. 1885. 24 сентября.
53.Глушкова Т. «Боюсь, как бы история не оправдала меня...» // Наш современник. 1990. № 7.
54.Глушкова Т. Преждевременный Константин Леонтьев // Домострой. 1991. № 4.
55.Голосенко И.А. К.Н. Леонтьев // Социологическая мысль в России. Л., 1978.
56.Гражданин / Памяти К.Н. Леонтьева - 1891. № 317.
57.Грифцов Б.А. Судьба К.Н. Леонтьева // Русская мысль. 1913. № 1, 2, 4.
58.Губастов К.А. Из личных воспоминаний о К.Н. Леонтьеве // Памяти Конст. Никол. Леонтьева: Лит. сб. Спб., 1911.
59.Губер П.К. Константин Леонтьев // Страницы воспоминаний К. Леонтьева. Спб., 1922.
60.Гусев В.А. Консервативные идеологии // Социс. 1994. № 11.
61.Дамье Н.В. К.Н. Леонтьев и классическое славянофильство // Кентавр. 1994. № 1.
62.Дебидур А. Дипломатическая история Европы. От Венского конгресса до Берлинского конгресса (1814-1878). Т. 2. М., 1947.
63.Долгов К.М. Восхождение на Афон: Жизнь и миросозерцание Леонтьева. М., 1995.
64.Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
65.Дробжева Г.М. Проблема социокультурного идеала в социально-философских воззрениях К.Н. Леонтьева: Автореф. дисс. ... к.ф.н. М., 1995.
66.Ермилов В. Мечта художника и действительность // Красная новь.1939. № 1.
67.Ерофеев В. Интимнейшие места русского консерватизма // Московские новости. 1992. № 29.
68.Жигарев С. Русская политика в восточном вопросе. М., 1896.
69.Зайцев К., свящ. Любовь и страх (Памяти Константина Леонтьева) // К.Н. Леонтьев: pro et contra. Антология: В 2 кн. Кн. 2. Спб., 1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15