Рефераты. Становление концепций прогнозирования, программирования и индикативного планирования во второй половине ХХ века

Становление концепций прогнозирования, программирования и индикативного планирования во второй половине ХХ века

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ОТДЕЛ АСПИРАНТУРЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ











Становление концепций прогнозирования, программирования и индикативного планирования во второй половине XX века

Реферат по «Истории экономических учений»







Согласовано:

научный руководитель

                  

к.э.н., доцент Д.В. Кондратьев






Проверил:

профессор В.К. Трофимов



Выполнила:

аспирант кафедры менеджмента и права

Ю.В. Кремлева











ИЖЕВСК 2007

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Развитие концепций программирования у представителей неоинституционализма  5

2. Концепция «государственного дирижизма» в рамках французской социологической школы.. 12

3. Концепция развития японского капитализма экономико-статистической школы К. Окава  16

4. Концепция народнохозяйственного оптимума представителей отечественной экономико-математической школы.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27







 

 

 

 

 





ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всем мире утвердилась экономическая система, главной отличительной чертой которой стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Как показала практика, рыночная система обладает способностью к саморегулированию на основе ценовых колебаний, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако во многих сферах рынок не может обеспечить макроэкономическую устойчивость экономики, усугубляет региональные диспропорции, так как способствует перераспределению инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов в пользу регионов с развитой инфраструктурой, с высоким производственным потенциалом. Все эти проблемы решаются только государственным регулированием [Лапушинская, 2003, с.118].

Противопоставление государства и рынка, плана и рынка далеко от реальной практики и не отражает всего многообразия явлений социально-экономической жизни. В связи с этим целесообразно разумное и рациональное сочетание двух этих двигателей развития экономики как для достижения краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического развития. Таким образом, концепцию вытеснения государства из сферы экономики и ослабления его регулирующей роли как несоответствующую глобальным мировым тенденциям сменили концепции сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования [Лапушинская, 2003, с.119-120].

Государственное регулирование рыночной системы осуществляется, главным образом, при помощи планирования (преимущественно индикативного), программирования и прогнозирования.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Индикативное планирование является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления между собой и с региональными органами управления в интересах совершенствования всей экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. В индикативном планировании преобладают косвенные методы регулирования экономики. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссионными и недостаточно разработанными.

Прогнозирование в рамках системы индикативного планирования выступает его первой обязательной аналитической стадией. Планирование объективное – закономерное продолжение и развитие прогнозной деятельности, в процессе которой осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние прогнозных и плановых процедур [Лапушинская, 2003, с.125-127].

Наиболее распространенная форма планирования в современном мире – государственное программирование – включает как разработку комплексных программ социально-экономического развития, так и целевых программ, разрабатываемых для решения отдельных проблем. Программы определяют основные направления структурной, инвестиционной, социальной, научно-технической политики государства и являются документом, которому присуща определенная степень директивности. Они могут быть федеральными, федерально-региональными, региональными и комплексными программами социально-экономического развития [Лапушинская, с.142-143].

В данной работе рассмотрены концепции, которых придерживались ученые-экономисты разных стран во второй половине XX века. Они объясняют важность государственного программирования, прогнозирования и планирования.




1. Развитие концепций программирования у представителей неоинституционализма

После войны идеи институционализма развивались не только в США, как это было до войны, но и в Европе. «Теории рассматриваемого периода – детище послевоенной перестройки народного хозяйства, научно-технической революции и неожиданных социальных конфликтов периода экономического процветания шестидесятых годов – принято называть неоинституционализмом» [Сорвина, 2001, с.192].

Среди представителей неоинституционализма, оказавших немалое влияние как на политику, так и идеологию западного мира выступают американцы Дж.К. Гэлбрейт, К. Эйрес, Г. Колм, Г. Мюрдаль. С целью развития неоинституционального направления в экономической науке в 1965 году была создана «Ассоциация за эволюционную экономическую теорию».

Вопросы преобразования рыночной системы под воздействием НТР и с помощью государства являлись центральными вопросами, поднимаемыми сторонниками неоинституционализма.

Капиталистическое общество, по их мнению, превращается в иную систему, порожденную переменами в его экономической и социальной структуре вследствие НТР. Р. Хейлбронер считал, что научная технология сопровождает не только новую стадию в развитии производства, но и привносит социальную философию, отличную от философии капиталистического строя, согласно которой должно производиться осмысленное управление и контроль над окружающей средой, включая социальную [Сорвина, 2001, с.195-196].

«Реальные процессы преобразования рыночной системы неоинституционалисты связывали с введением системы государственного программирования и индикативного планирования экономики, которая, по их мнению, позволит привлечь внимание к таким вопросам, как национальные цели и приоритеты, а также – к социальной цене экономического роста, проблемам, которые рынок решить не может» [Сорвина, 2001, с.196]. Убежденными сторонниками программирования были американские неоинституционалисты Г. Колм, К. Эйрес, Дж. К. Гэлбрейт. По словам Г. Колма, таким путем может быть обеспечен переход к «управляемому капитализму», по мнению К. Эйреса – к «творческому обществу».

Дж. К. Гэлбрейт обращается не только к возможностям государства, но и к преобразовательной силе современной крупной корпорации. По его мнению, крупная организация через корпоративное планирование оказывает революционное воздействие на всю экономическую систему, преобразуя ее в «новое индустриальное общество».

Идеи Гэлбрейта о механизме преобразования общества представляют глубокий интерес. С его точки зрения, капиталистические противоречия заключаются в неравномерности развития технико-экономического, социального и политического механизмов. Но «существует взаимодействие факторов и сил, развивающихся «снизу» (т.е. внутри самой экономической системы), с факторами и силами, которые привносятся «сверху» посредством реформ и через экономическую политику государства, что образует своеобразный «адаптационный механизм» [Сорвина, 2001, с.196].

На основе такого подхода сложилась концепция «управляемой эволюции». Ей присуща «вера в возможность налаживания сотрудничества социальных классов и групп общества и развития «новой этики поведения», которая должна отразить рост «коллективистского общественного сознания» [Сорвина, 2001, с.196]. По мнению Гэлбрейта, главные роли здесь играют спонтанные процессы и государство с его неограниченными возможностями и позитивным влиянием. Им был предложен принцип постепенного наращивания частичных реформ.

В работе «Экономическая наука и цели общества» Гэлбрейт высказывает мысль, что ввиду необходимости демократизации политической жизни и принятия решений в социально-экономической сфере государство должно быть как субъектом, так и объектом реформирования. Решающую роль, по его мнению, играет изменение сознания людей.

В центре концепции Дж. Гэлбрейта стоит понятие «техноструктура». «Имеется в виду общественная прослойка, включающая ученых, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам, т.е. по всем специальностям, которые требуются для нормальной работы крупной корпорации, выпускающей десятки или сотни видов продукции» [Агапова, 2000, с.126].

Дж. К. Гэлбрейт выделяет в современной капиталистической экономике два сектора – рыночную и планирующую системы. В рыночной системе, где  действуют мелкие предприниматели, сохранение самостоятельности является главной целью. А в планирующей системе, где господствует техноструктура, главным побуждением становится стремление к власти. «Прибыль в концепции Гэлбрейта является уже не целью, а лишь средством выполнения иных задач» [Отмахов, 1991, с. 80].

По утверждению Гэлбрейта, целью техноструктуры является не максимизация прибыли, а постоянный экономический рост, в результате которого повышается ответственность и жалование. «Однако интересы экономического роста, необходимым условием которого является рост потребления, ведут к дальнейшему давлению на потребителей со стороны производителей» [Агапова, 2000, с.127].

Психологические потребности, к которым Гэлбрейт отнес потребности в чувстве личного успеха, престижа, сознание собственной привлекательности и т.д., возникают под влиянием внушения и подражания, они вызываются средой и изменчивыми нравами, а капризная мода делает их ненасыщаемыми.

В результате господства техноструктуры появляются такие негативные процессы, как растрачивание природных ресурсов и деградация природы (в результате крайней расточительности общества в потреблении), инфляция и безработица, являются, по Гэлбрейту, результатом соглашательской политики техноструктуры, которая желает жить в мире со всеми слоями общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.