МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ОТДЕЛ АСПИРАНТУРЫ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Становление концепций прогнозирования, программирования и индикативного планирования во второй половине XX века
Реферат по «Истории экономических учений»
Согласовано:
научный руководитель
к.э.н., доцент Д.В. Кондратьев
Проверил:
профессор В.К. Трофимов
Выполнила:
аспирант кафедры менеджмента и права
Ю.В. Кремлева
ИЖЕВСК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Развитие концепций программирования у представителей неоинституционализма 5
2. Концепция «государственного дирижизма» в рамках французской социологической школы.. 12
3. Концепция развития японского капитализма экономико-статистической школы К. Окава 16
4. Концепция народнохозяйственного оптимума представителей отечественной экономико-математической школы.. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
В настоящее время во всем мире утвердилась экономическая система, главной отличительной чертой которой стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики.
Как показала практика, рыночная система обладает способностью к саморегулированию на основе ценовых колебаний, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако во многих сферах рынок не может обеспечить макроэкономическую устойчивость экономики, усугубляет региональные диспропорции, так как способствует перераспределению инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов в пользу регионов с развитой инфраструктурой, с высоким производственным потенциалом. Все эти проблемы решаются только государственным регулированием [Лапушинская, 2003, с.118].
Противопоставление государства и рынка, плана и рынка далеко от реальной практики и не отражает всего многообразия явлений социально-экономической жизни. В связи с этим целесообразно разумное и рациональное сочетание двух этих двигателей развития экономики как для достижения краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического развития. Таким образом, концепцию вытеснения государства из сферы экономики и ослабления его регулирующей роли как несоответствующую глобальным мировым тенденциям сменили концепции сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования [Лапушинская, 2003, с.119-120].
Государственное регулирование рыночной системы осуществляется, главным образом, при помощи планирования (преимущественно индикативного), программирования и прогнозирования.
Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Индикативное планирование является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления между собой и с региональными органами управления в интересах совершенствования всей экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. В индикативном планировании преобладают косвенные методы регулирования экономики. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссионными и недостаточно разработанными.
Прогнозирование в рамках системы индикативного планирования выступает его первой обязательной аналитической стадией. Планирование объективное – закономерное продолжение и развитие прогнозной деятельности, в процессе которой осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние прогнозных и плановых процедур [Лапушинская, 2003, с.125-127].
Наиболее распространенная форма планирования в современном мире – государственное программирование – включает как разработку комплексных программ социально-экономического развития, так и целевых программ, разрабатываемых для решения отдельных проблем. Программы определяют основные направления структурной, инвестиционной, социальной, научно-технической политики государства и являются документом, которому присуща определенная степень директивности. Они могут быть федеральными, федерально-региональными, региональными и комплексными программами социально-экономического развития [Лапушинская, с.142-143].
В данной работе рассмотрены концепции, которых придерживались ученые-экономисты разных стран во второй половине XX века. Они объясняют важность государственного программирования, прогнозирования и планирования.
После войны идеи институционализма развивались не только в США, как это было до войны, но и в Европе. «Теории рассматриваемого периода – детище послевоенной перестройки народного хозяйства, научно-технической революции и неожиданных социальных конфликтов периода экономического процветания шестидесятых годов – принято называть неоинституционализмом» [Сорвина, 2001, с.192].
Среди представителей неоинституционализма, оказавших немалое влияние как на политику, так и идеологию западного мира выступают американцы Дж.К. Гэлбрейт, К. Эйрес, Г. Колм, Г. Мюрдаль. С целью развития неоинституционального направления в экономической науке в 1965 году была создана «Ассоциация за эволюционную экономическую теорию».
Вопросы преобразования рыночной системы под воздействием НТР и с помощью государства являлись центральными вопросами, поднимаемыми сторонниками неоинституционализма.
Капиталистическое общество, по их мнению, превращается в иную систему, порожденную переменами в его экономической и социальной структуре вследствие НТР. Р. Хейлбронер считал, что научная технология сопровождает не только новую стадию в развитии производства, но и привносит социальную философию, отличную от философии капиталистического строя, согласно которой должно производиться осмысленное управление и контроль над окружающей средой, включая социальную [Сорвина, 2001, с.195-196].
«Реальные процессы преобразования рыночной системы неоинституционалисты связывали с введением системы государственного программирования и индикативного планирования экономики, которая, по их мнению, позволит привлечь внимание к таким вопросам, как национальные цели и приоритеты, а также – к социальной цене экономического роста, проблемам, которые рынок решить не может» [Сорвина, 2001, с.196]. Убежденными сторонниками программирования были американские неоинституционалисты Г. Колм, К. Эйрес, Дж. К. Гэлбрейт. По словам Г. Колма, таким путем может быть обеспечен переход к «управляемому капитализму», по мнению К. Эйреса – к «творческому обществу».
Дж. К. Гэлбрейт обращается не только к возможностям государства, но и к преобразовательной силе современной крупной корпорации. По его мнению, крупная организация через корпоративное планирование оказывает революционное воздействие на всю экономическую систему, преобразуя ее в «новое индустриальное общество».
Идеи Гэлбрейта о механизме преобразования общества представляют глубокий интерес. С его точки зрения, капиталистические противоречия заключаются в неравномерности развития технико-экономического, социального и политического механизмов. Но «существует взаимодействие факторов и сил, развивающихся «снизу» (т.е. внутри самой экономической системы), с факторами и силами, которые привносятся «сверху» посредством реформ и через экономическую политику государства, что образует своеобразный «адаптационный механизм» [Сорвина, 2001, с.196].
На основе такого подхода сложилась концепция «управляемой эволюции». Ей присуща «вера в возможность налаживания сотрудничества социальных классов и групп общества и развития «новой этики поведения», которая должна отразить рост «коллективистского общественного сознания» [Сорвина, 2001, с.196]. По мнению Гэлбрейта, главные роли здесь играют спонтанные процессы и государство с его неограниченными возможностями и позитивным влиянием. Им был предложен принцип постепенного наращивания частичных реформ.
В работе «Экономическая наука и цели общества» Гэлбрейт высказывает мысль, что ввиду необходимости демократизации политической жизни и принятия решений в социально-экономической сфере государство должно быть как субъектом, так и объектом реформирования. Решающую роль, по его мнению, играет изменение сознания людей.
В центре концепции Дж. Гэлбрейта стоит понятие «техноструктура». «Имеется в виду общественная прослойка, включающая ученых, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам, т.е. по всем специальностям, которые требуются для нормальной работы крупной корпорации, выпускающей десятки или сотни видов продукции» [Агапова, 2000, с.126].
Дж. К. Гэлбрейт выделяет в современной капиталистической экономике два сектора – рыночную и планирующую системы. В рыночной системе, где действуют мелкие предприниматели, сохранение самостоятельности является главной целью. А в планирующей системе, где господствует техноструктура, главным побуждением становится стремление к власти. «Прибыль в концепции Гэлбрейта является уже не целью, а лишь средством выполнения иных задач» [Отмахов, 1991, с. 80].
По утверждению Гэлбрейта, целью техноструктуры является не максимизация прибыли, а постоянный экономический рост, в результате которого повышается ответственность и жалование. «Однако интересы экономического роста, необходимым условием которого является рост потребления, ведут к дальнейшему давлению на потребителей со стороны производителей» [Агапова, 2000, с.127].
Психологические потребности, к которым Гэлбрейт отнес потребности в чувстве личного успеха, престижа, сознание собственной привлекательности и т.д., возникают под влиянием внушения и подражания, они вызываются средой и изменчивыми нравами, а капризная мода делает их ненасыщаемыми.
В результате господства техноструктуры появляются такие негативные процессы, как растрачивание природных ресурсов и деградация природы (в результате крайней расточительности общества в потреблении), инфляция и безработица, являются, по Гэлбрейту, результатом соглашательской политики техноструктуры, которая желает жить в мире со всеми слоями общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4