Рефераты. Специфика философских наук

29. Три закона диалектики:    1)закон единства и борьбы противоположностей: выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, 3) закон отрицания отрицания.


30. Категории диалектики :“единичное - общее”, “явление - сущность”, “необходимость - случайность”, “возможность - действительность”, “часть - целое”, “содержание - форма”, “качество - количество и мера”.единичное и общее: Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Как   единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего. сущность и явление:    Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Явление - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.   необходимость и случайность: случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе. Внешняя. внезапное вторжение в жизнь слепого случая.

Внутренняя. вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Субъективная, возникает вследствие наличия у человека свободы воли. возможность и действительность: возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. действительность воплощает в себе разнородные возможности. часть и целое: часть- “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. целое -результат сочетания частей того или иного предмета. содержание и форма: содержание- это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. качество, количество и мера: качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.


31. Теория познания (гносеология)- раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В античности центральной в Т. п. выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Крупный шаг в развитии Т. п. был сделан европейской философией 17—18 вв., главными для которой стали проблемы связи «я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Т. п. выступала не только как анализ философско-метафизического знания, но и как критическое исследование научного знания.

Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания: объект и субъект познания существуют лишь как форма протекания познавательной деятельности.

По Канту, предметность, объективация содержаний знания — форма деятельности субъекта (который не существует вне познаваемых им предметов); с др. стороны, объект существует, согласно Канту, как таковой лишь в формах деятельности субъекта. «Вещь в себе», то есть реальность, существующая вне всякого отношения к познающему субъекту, даётся последнему лишь в формах объектов, являющихся по существу продуктами собственного творчества субъекта.

Установка Канта на создание «чистой» Т. п.. независимой от онтологических предпосылок, была реализована им лишь частично. Доведение до конца «чистого гносеологизма» принадлежит уже неокантианству, отвергнувшему не только «вещь в себе», но и самого субъекта, осуществляющего познание.

Предмет: познаваемый материальный мир, объективная реальность.

32. Истина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Классическая концепция истины: «истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus)»

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете, как о сложноорганизованной системе или мире в целом. Относительная истина — это неполное, но верное знание о том же самом предмете. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.   Идеалистическое понимание истины проповедовал Лейбниц и Фейербах в поздний период. Он отождествлял истину с содержанием человеческих ощущений: «Истинность есть то же самое, что действительность, чувственность. Только чувственное существо есть истинное, действительное существо. Только благодаря чувствам предмет даётся в истинном смысле, а не посредством мышления самого себя…». Идеалистическая философия трактовала истину более возвышенно, более неопределённо. Здесь она понималась как свойство субъекта, состоящее в согласии с самим собой, со своими априорными формами (Кант) или же как вечное, вневременное, неизменное и безусловное свойство идеальных объектов (Платон, Августин). Кант утверждал, что «истина — это объективное свойство познания…». Идеалисты составляют вторую многочисленную группу философов, которые видят истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание было долгое время устойчивым, имея таких последователей как Лейбниц, Спиноза, Фейербах, Фихте. Однако советская эпоха внесла свои коррективы в понимание истины в отечественной философской литературе.

Наиболее разработанной идеалистической теорией истины в античной философии была теория Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая вечная идея («идея истины»). Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений. Хайдеггер считал, что сущность истины есть свобода. Теории истины (концепции истины), дающие определение истине: Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель) Конвенциональная теория.

Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер) Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм) Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм) Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль) Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат) Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий: Редундантная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей) Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон) Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский)


33. Методы научного познания: 1. философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др   2. общенаучные методы   3. частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 4.дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. 5. методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин..


34. 1) закон сохранения энергии и массы: энергия и масса не исчезает и не возникает из ничего, а только передаётся от одних тел к другим. 2) закон единства и борьбы противоположностей: в любом виде материи обязательно существуют два противоположных качества, которые непрерывно борятся и в результате этой борьбы материя меняется. закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные. Основные противоречия в неживой природе: 1. Противоречие между кинетической и потенциальной энергией. Это противоречие появляется при взаимодействии отдельных предметов и частиц и объясняет периодичность всех процессов в природе. 2. Противоречие между хаосом и порядком. Это противоречие проявляется при взаимодействии большого количества однотипных объектов (например молекул в веществе или людей в обществе). Порядок и хаос неравнозначны. Порядок превращается в хаос без дополнительных внешних сил, самопроизвольно, а хаос превратить в порядок можно только с помощью внешних сил. По времени взаимные превращения хаоса и порядка неравнозначны, хаос превращается в порядок медленно, а порядок переходит в хаос резко, катастрофически.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.