Рефераты. Специфика философских наук

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов)..


6.Аристотель: не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью,

существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной. Бытие: сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Материя: потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). -все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; -изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; -реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; -потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; -высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Три уровня души: Растительная душа: питание, рост и размножение. Животн. душа: ощущения и желания. Разумная. душа: рассуждение и мышление. Формы государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии she`s the best). Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории;

определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).


7. эпикуреизм: механистический взгляд на мир, материалистический атомизмом, отрицание телеологии и бессмертия души, этический индивидуализм и эвдемонизм; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение. Не должно бояться богов, не должно бояться смерти, благо легко достижимо,

зло легко переносимо.    стоицизм: одно из главных течений эллинистической и римской философии.

С. впервые ввёл строгое разделение философии на логику, физику и этику. Реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихиитывая в неорганической природе. Всё существующее — телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок (amor fati — «любовь к року. Основные категории стоической этики — бесстрастие(апатия), непоколебимая моральная «выпрямленность» и «обязанность» как честно и посильно выполняемый долг. Стоики впервые ввели термин «логика», которую они понимали как науку о словесном выражении. скептицизм: философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм. С. приходит к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. Провозглашая отказ от окончательных суждений, С. в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Плотин отделяет чувственный космос от трех сверхчувственных природ или ипостасей (hypostseis) - Души, Ума, Единого. Единое является последним, наиболее общим основанием бытия, из которого проистекает всё и которому всё причастно. Существование Души, управляющей телом, не вызывает сомнений. Единое как бы переполнено самим собою, оно не может не творить, т. к. это свойство его природы, "и это-то переполнение произвело нечто другое. Произведённое им обращается к нему, наполняется им и его созерцает: таким образом возникает Ум". Душа также является творческим началом, с её помощью оформляется материальный космос. Но в то же время нельзя сказать, что вне Души что-либо существует. Вне её - небытие, материя без формы, "не более как мертвый труп, земля и вода, или даже нечто худшее - тёмная бездна вещества и небытие, - нечто такое, чего, по словам поэта, ужасаются даже боги" (Энн. V, 1, 2). Плотин различает два типа материи - чувственную и умопостигаемую. Очень важна для философа и концепция неаффицируемости высшего низшим. Мир материальный не воздействует на Душу, также и мы в силах созерцать Единое, но не в нашей власти изменить умопостигаемый мир. Материя всегда является страдательным, подчинённым началом. Принцип материя - форма сохраняется и в Едином в виде континуальной непрерывности, числовой материи и принципа её организации.


8. Схоластика - сред­невековая ученость. На практике представляла собой ряд сту­пеней, поднимаясь по которым, ученик мог дойти до самых высших.. Свободные искусства представлялись знанием, основанным исклю­чительно на разуме. Переход же к более высокому уровню обучения - изучению теологии - означал господство установки а веру. Отсюда возникало противопоставление веры и разума.   Учение Августина о двух градах приобрело широкую известность. Это учение, отличавшееся возвышенным ха­рактером, было пессимистичным по отношению к земной жизни и земной истории. 1)Тринитарная концепция истории, выдвинутая итальянским аббатом Джоакино да Фьоре (1130-1202). История делится на 3 эпохи: Отца,   Сына и Духа Святого. В первую эпоху христианская истина дана человечеству в виде божественного Закона, которому следует только подчиняться. Во вторую - в виде Откровения, предпо­лагающего взаимную любовь Бога и человека. Наконец, следует ожи­дать наступления третьей эпохи - эпохи Святого Духа, когда начнет­ся прямое действие божественного в земной истории. Новая эпоха будет знаменовать собой начало подлинного духовного освобождения людей от страстей и пороков. 2) Учение П. Абеляра   - этически направлен­а. П. Абеляр выде­ляет инстинктивный план человеческой жизни. Склонности, импульсы, желания возникают самопроизвольно. Их следует рассматривать от­дельно от рационально-сознательной сферы души. В инстинктивном плане не заложено чего-то порочного - похоти, алчности и т.д. Одна­ко он может стать источником злых деяний. Все зависит от умения человека концентрироваться на инстинктивных состояниях души, анализировать их, отделяя доброе от злого. Нет оснований презирать человеческие страсти и склонности, но человек несет ответственность за свои помыслы, поступки и действия. 3)Ансельм Кентерберийский (1033-1109)   -   ав­тор доказательства бытия Бога, получившего название «онтологичес­кий аргумент» -    попытка обосновать существование Бога посредством понятия о нем - как существа «сверх всего мыслимого». 4)«Истина - дитя времени» и «знание - сила» - эти изречения принадлежат Роджеру Бэкону - схоласту XIII в.    5) В. Оккам (1280-1349) - яркий представитель поздней схоластики. «бритва Ок­кама». Так принято называть принцип, выдвинутый мыслителем: «Не следует умножать сущности сверх необходимого» - следует избегать усложненных теоретичес­ких построений, предполагающих введение большого числа исходных допущений 6) Фома Аквинский (1225/26 — 1274), Под бытием Фома разумеет христианского бога. сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и сущность), Фома тем не менее не противопостав­ляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи

простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма — источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потен­циальное состояния, Фома, рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах. Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле прак­тический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизнен­ным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.


9. Направления философии Возрожд.:   гуманистическое (XIV – XV в., Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ирония над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV – XVI вв., Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Парацельс), идеалисты, натурфилософское (XVI – нач. XVII вв., Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), пытавш. развенчать Бога, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI – XVII вв., Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский) стремились пересмотреть церковную идеологию, политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли), проблемы управления государством, утопическо-социалистическое (XV– XVII вв., Томас Мор, Томмазо Кампанелла), утопия (сам знаешь) черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма;

широкое распространение идеи социального равенства.


10.Бэкон: Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Он включал   в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы , так и человека с некоторой методологически единой точки зрения. Родоначальник сциентизма в философии. Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя   была   направлена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.