Рефераты. Специфика философских наук

на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда   на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Идея Великого Восстановления Наук- Instaurationis Magnae Scientiarum -пронизывала все его философские   сочинения.Наука не может быть целью самой по   себе, знанием   ради   знания, мудрости ради мудрости. Конечная цель науки --изобретения и открытия. «Истина - дочь   Времени, а не Авторитета».


11. "я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum).Истинность исходного принципа cogito гарантирована существованием Бога - существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны. Декарт-рационалист настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Декарт-дуалист считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.


12.Спиноза: 12.Спиноза:   подобно Сократу и Платону, полагает, что все неправильные действия связаны с интеллектуальными ошибками. Удовольствие само по себе есть благо, но надежда и страх - зло, так же как покорность и раскаяние.   Монизм: мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно; нам нужно так же покориться событиям, как мы покоряемся факту, что два плюс два - четыре, так как то и другое в одинаковой степени есть результат логической необходимости. пантеизм:   под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов – бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога.   Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне, некоторая часть Бога присутствует в каждой вещи. Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической. Существует только одна субстанция, которая есть Бог. Субстанция, или Бог, является причиной самой себя. Она вечная, потому что существование заключается в ее сущности, она бесконечная, поскольку всякая субстанция необходимо бесконечная. Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя. Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая. Бог, или субстанция, есть свободная причина, ибо существует и действует по законам своей природы. Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне. Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога. Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое.

Поскольку Бог есть имманентная причина, он неотделим от вещей, исходящих от него, Бог во всем, Бог существует не вне мира, а внутри мира. Бесконечные проявления исчерпывают природу Бога, следовательно, все вещи уже сотворены. Бог является также природой порождающей, а мир – природой порожденной.


13. Джон Локк (1632 – 1704). Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tabula rasa);

источником опыта выступает внешний мир; цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;   идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.


14. Субъективный идеализм Дж. Беркли: отвергнув бытие материи, он признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Его волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество есть протяженность тел. Он доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. Восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Зрение – это инструмент для сохранения жизни, но ни в коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Юм: все наши знания имеют опытное происхождение. Только истины математики имеют рациональное происхождение. Опыт дается нам через чувства и у нас нет никакой возможности определить меру соответствия наших представлений и понятий объективной действительности. Считает невозможным достоверно говорить о существовании какой бы то ни было действительности. Субъективный идеализм Юма ведет к полному философскому скептицизму.   Законы физики не могут приниматься за истину, поскольку все они сформулированы по принципу:“Post hoc, ergo propter hoc” (Поскольку после этого, то и поэтому). Юм отрицал объективную причинность (детерминизм) явлений окружающей действительности. Он подверг уничтожающей критике богословские доказательства существования Бога, опровергал религиозные легенды и в процессе такого опровержения высказал ряд научных положений о происхождении религии, о сущности и функциях религии


15. Черты философии Просвещения во Франции: убежденность в особой роли просвещения и знаний в социальном развитии, специфический «рационализм» (формула «законы   природы суть законы разума»), цепочка равенств:   естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический и гносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию. Просветительская философия в своих приложениях была философией сугубо политической: критика   существующих порядков составляла ее главный нерв.   Но с этим в ней было связано и противопоставление   существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума». Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную   роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. 3   основные проблемы: (а) существует ли в мире зло и если   да, то каков его источник? (б) материальный или же духовный источник присущ движению, жизни и сознанию?   (в) Имеет ли или же не имеет исключений в своем действии фатализм?

 

16. Критич. философия Канта: философия К. делится на 2 периода. 1й (до нач. 70-х гг) проблемы о бытии, фил природы, религии, этики, логики. 2й (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить, на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления. Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о "вещах в себе" (ввс). Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.