В этом своем общеправовом и общерегулятивном значении конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина являются критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности различных государственных властей и правового характера государства в целом.
В этой связи показательно, что наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности и признанием неотчуждаемого и прирожденного характера основных прав и свобод человека в Конституции одновременно подчеркивается общезначимость и обязательность этих прав и свобод для всего государства в целом: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства[17]». Обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в законодательстве, явно нарушен принцип иерархии источников действующего права (Конституция — закон — указ и т.д.) в рамках правового государства. Данный принцип требовал иной формулировки, а именно:
«Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов».
Очевидно, что указное законотворчество нарушает прерогативы законодательной власти и девальвирует принцип верховенства закона.
Существенное значение для всей концепции правового государства в целом и его основных компонентов имеют предусмотренные Конституцией формы и процедуры не только общесудебной защиты правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц в частноправовых и публично-правовых отношениях. Но и специального судебного контроля за правовым и конституционно-правовым качеством действующих нормативных актов и правовым характером действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.
Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы.
Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие, социально значимые потребности личности.
Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека. Такая система гарантий социально-экономических прав ещё не сложилась.
Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности. Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком, и государство стремилось конституировать коллективные формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства.
Конституция признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. Установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами.
Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов и принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов и федеральных законов, словом, завершение конституционной модели российского правового государства во всех уровнях (общефедеральном, на уровне субъектов федерации и на местном уровне).
Наряду с существенными достоинствами конституционная модель российского правового государства имеет и ряд недостатков. В их числе — несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей. Раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от парламента, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников, действующего в стране права. Неопределенность статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти), внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с наделением его рядом государственно-правовых полномочий, чрезмерная жесткость порядка принятия конституционных поправок и т.д.
Стабильность и долгосрочность конституционной модели российского правового государства (наряду с полнотой, завершенностью и внутренней согласованностью этой модели) являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации. Ключевая задача в этом плане состоит в том, чтобы, оставаясь в целом в рамках действующей Конституции; доступными конституционными средствами (разумный компромисс различных властей во имя сохранения нынешней Конституции, развитие и укрепление системы и механизма сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, соответствующие толкования Конституционного Суда, необходимые поправки к Конституции и т.д.). Ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти и добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для согласованного действия и нормального функционирования.
И в заключении мне хотелось бы сказать, что я не пожалел, выбрав тему курсовой работы “Социально-правовое пространство и его характеристика на современном этапе общественного развития”. Задачи, которые поставил перед собой и обозначенные во введении, были выполнены. Я расширил свои знания в области социально-правового пространства, которые были заложены ещё в школе и на занятиях ТГиП. Узнал, какие мнения существуют среди социологов на проблему формирования среднего класса в России, важность социальной политики государства в современный период.
Наши знания по этой проблеме не являются исчерпывающими. Но наука не стоит на месте. Выдвигаются гипотезы, предположения, которые подтверждаются либо не подтверждаются, постоянно идёт поиск нового. И даже я, изучив её, ещё раз убеждаюсь в правильности высказывания великого философа античности Платона: «Я знаю, что ничего не знаю».
- Алексеев П. В. Социальная философия - М: 2003
- Барулин В. С.Социальная философия- М: 1993
- Блинников Л. В. Великие философы – М: 1997
- Гегель. Философия права – М: 1990
- Заславская Т. И., Громова Р. Г. “К вопросу о среднем классе российского общества“ - “Мир России“, 1998, №4
- Конституция. «Новый юрист» - М: 1999
- Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь – М: 1986
- Радугин А. А. Философия - М: 1998
- Руткевич М. «Консолидация общества и социальные противоречия» // Социс. М., 2001 - №1
- Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. – М: 1988. Т. 2.
- Спиркин А. Г.Основы философии - М: 1988.
- Спиркин А. Г. Основы философии - М: 2003
- Нерсесянц В. С. Философия права - М: 2001
- Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. –Париж: 1930
- Хахулина Л. В. «Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации». // Мониторинг общественного мнения, 1999 - №2
- Чукин С. Г., Сальников В. П. Философия права - М: 2002
[1] Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930. с. 12
1 Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”.
2 Н.А. Бердяев “Новое средневековье”.
3 Н.А. Бердяев “Новое средневековье”.
4 Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”.
5 Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”.
[7] А.Шопенгауэр “Афоризмы житейской мудрости”.
[8] Гегель. Философия права. М., 1990. С. 159.
[9] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 312.
[10] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 312.
[11] Гегель. Философия права. М., 1990. С. 148.
[12] Н.А. Бердяев “О назначении человека”.
[13] Н.А. Бердяев “О назначении человека”.
[14] - Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4
[15] - Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4
[16] Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.8
[17] Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5