Челябинский Юридический Институт МВД России
Кафедра философии
Курсовая работа по философии
Тема: “Социально-правовое пространство и его характеристика на современном этапе общественного развития”
Выполнил:
Проверил:
Челябинск
2008
Содержание
Введение 3
Система общества 4
Гражданское общество 6
Социальная структура общества 9
Правопорядок как власть закона 13
Правовая культура 18
Правовое государство 20
Изменения в социально-классовой структуре российского общества 21
Основные черты Конституции РФ 26
Приоритетные задачи развития конституционной модели российского права 32
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Тема моей курсовой работы «Социально-правовое пространство и его характеристика в условиях современного этапа общественного развития».
В процессе изучения данной темы мне пришлось обращаться к учебникам, учебным пособиям, источникам, журналам по философии, политологии, социологии, этике и т.д.
Данная тема курсовой работы была выбрана мной по нескольким причинам.
Она подходит мне как будущему юристу, потому что появилась возможность более глубоко изучить проблемы социально-правового пространства.
Эта тема является малоизученной в предмете философии права, и я в ходе работы попытался понять её и полученные знания изложить в курсовой. Я надеюсь, что сделал это успешно.
Актуальность темы бесспорна по той простой причине, что в новой формирующейся системе российского права есть недочеты, пробелы в законодательстве. До сих пор есть нормы, порядок осуществления которых до конца не сформирован, по этой причине они не выполняются в полной мере. Роль же знания социально-правового пространства в устранении этих пробелов своеобразна. Оно помогает отследить общественные процессы и принять на их основе нормативно- правовые акты, выявить недостатки права. Это идеал, к которому необходимо всегда стремиться.
От уровня развития социально-правового пространства зависит то, какие законы принимаются в государстве, характер взаимоотношений, ответственности между обществом и государством и т.д.
Цель моей работы заключена в том, чтобы показать, из каких элементов состоит понятие социально-правового пространства, какие изменения произошли за последнее время и его сегодняшние проблемы.
Система общества
Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей.
Человеческое общество — это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой— люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и борьба за нее, политика и государство, совокупности различных институтов, утонченная сфера духа.
Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.
«Проблема социальной философии — вопрос, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает»[1].
Государство на любой ступени его развития — это многостороннее, сложное сплетение множества разнообразных связей людей. Человеческое общество — это целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные, стадии качественных превращений. Общество — это социальный организм, внутренняя организация которого есть совокупность определенных, характерных многообразный связей в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения и духовная сфера жизни, — наука, философия, искусство, нравственность, религия.
Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения.
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей. Ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.
Общество — это целостна система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижение результатов, недоступных силам каждого в отдельности. Общество, по словам Д. Дидро, дает человеку власть над другими животными. Благодаря обществу человек не довольствуется родной стихией. Он простирает свою власть на море. Оно же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой, уничтожьте общительность, и вы разрушите единство рода человеческого, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье.
Гражданское общество - есть система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства этих институтов и отношений и передачи их от поколения к поколению.
Гражданское общество - охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью, как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики поведения, многие конкретные стороны политического режима.
Гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и потребностей, Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представить себе в качестве мира изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в рамках гражданского общества разнородных социальных сил, институтов, организаций и т.д., объединенных общими стремлениями к совместной жизни.
Понятие “гражданское общество” возникло ещё в древности и вплоть до 18 века использовалось как синоним понятия “государство”. Переход от средневековья к новому времени обусловил формирование в реальности гражданского общества и осознание различий между ним и сугубо государственными институтами, порожденных идеями о свободе личности как гражданина общества, независимого от государства.
Постепенно различие между гражданским обществом и государством становится важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившее развернутое освещение в программном документе Великой французской революции «Декларации прав человека и гражданина».
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от жизни государства, образуя в то же время необходимый момент рационально структурированного политического общества. Она по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализации гражданского прав. Гражданское общество состоит из комплекса частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и прямо не зависящее от самого государства.
По Г. Гегелю, гражданское общество — это объединение как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности и через жизненный порядок их особенных и общих интересов.
Основополагающим принципом гражданского общества является обеспечение жизни, благополучия и достоинства личности как полноправного гражданина данного общества. Индивидуальные интересы, обусловленные таким образом интересами целого, определяют систему всесторонней зависимости, так что средства к осуществлению и благо каждого их правовое бытие переплетены со средствами существования благом и правом всех людей. Они основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены. Эта система социума и есть гражданское общество.
Когда гражданское общество получило некоторое развитие, люди отказались (в определенной мере) от своей естественной свободы и подчинились власти гражданского государства. Это дало им ценное преимущество, на которое они могли надеяться появлением именно гражданского начала.
В этом вопросе мы рассматриваем общество как целостную систему, имеющую внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5