«Явление - сущность» отражает соотнесение поверхности и глубинных уровней действительности.Тоер.мышление осозновало себя, как особую, позновательную деят-сть призванную понять глубинные слои реальности. Под сущностью понимается внутренняя. Скрытая, относительно устойчивая сторона процесса, определяющая его природу, совокупность черт и хар-ки. Явление – этио внешние наблюдаемые обычно более измененные хар-ки предметов.
«Явление-сущность» это диалектически связанные противоположности.Гегель говорил непосред.бытие людей- это кора или завеса за которой скрывается сущность. Сущность обнаруживается в явлениях, а явления есть проявление сущности. Познание движется от чвления к сущности, углубляясь тот сущности первого порядка к сущности другого, раскрывая все основательнее причины и связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности.Относит.хар-ер понятия «Сущность - явление» означает что тот или иной процесс выступает как явление не относящееся к более глубоким процессам, но как сущность – по отношению к его собственным проявлениям.В своем виде , процесс раскрытия понимания сущности проявит себе в познании сьруктуры, целостности , причин предмета, законов его формирования и функционирования.
Категории диалектики .Содержание и формы.
Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность).
«Форма-содержание» в этой категории осмысливается понятие мираи ее составляющие. Под содержанием понимают совокупность различных элементов взаимодействие определяющее хар-ер того или иного предмета или процесса.
Форма – это принцип упорядоченности, способ сущ-ния того илииного сод-ния.С. и Ф. – понятие диал-кое , они выражают разные. Но не разрывно связанные аспеты одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна.
Форма- не просто что-то поверхностное. Но и фактор внутр.орг-ции того или иного процесса. Она закрепляет опред.ступень в развитии явления, тем самым обеспечивает накопление изменений и возможность дальнейшего развития объекта.Многообразие мира находит выражение в многообразии форм предметов и процессов.Форма более консервативна чем содержание. Переход на новый этап, требует изменения, обновления формы.
Категории диалектики.Причины и следствия
«Причины и следствия»: в фил-м познании фундаментальную роль играет принцип детерменизма. Согласно этому принципу все процессы детерменированы – развиваются и возникают и уничтожаются закономерно в рез-те действия определенных причин обусловлены ими.Соц. опыт показывает, что во многих случаях удается установить источник происходящих событий в мире.Явление повлекшее за собой другие явления называются причиной.Новое явление – следствием. Причинно- следственная связь напрвленна от причины кпорожденному ею следствию.Отношение между причиной и следствием необратима. Причины вызывают не любые, а определенные соответствующие им следствия. Причины и связи могут быть прямыми или опосредственными. К сложным типам относится отражение при этом явление – следствие сохраняет в своей структуре свойства следы воздействия явления причины.Взаимодейстьвие – сложный тип связи чем однонапрвленная причинно-след. связь.Причина и следствие взаимно влияют друг на друга и выполняют практически одновременно роль причины и следствия. (напр. Взаимодействие экономики и политики).Причины бывают гл-е и не гл-е, прямые и косвенные. Причинным основанием наз-ют совокупность всех обстоятельств при наличии которых наступает следствие. От причины надо отличать повод , это явления которые сами по себе не вызывают следствий, но срабатывают как толчок – импульс развязывающий действие всего причинного комплекса.Познание вероятностных причинно-след. связей потребовало категорий случайность, необходимость, возможность, действительность.
Проблема бытия и небытия досократовской фил-фии
В 6 веке до н.э. на историчнскую арену вышел нерод Др.Греции, создавший крупные фил-ские системы. Начала фил-фии связано а областью Иония города Милеет и Эфес.
Из Эфеса вышел Гераклит, пред-ми Милетской школы явл-ся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Ионийские фил-фы поставили проблемы первоначала Мира. - Фалес явл-ся основоположником мат-зма, он считал что основой Мира явл-ся вода.
- Анаксимандр довел понятие начала Мира до понятия субстанции «архэ». В работе «О природе» он показал, что весь мир и все тела состоят из апирона. Апирон – это не только субстанционное начало космоса, но и генетическое. Анаксимандр впервые выдвинул теорию о естественном происхождении вещей, а Анаксимен – воздух.
- Гераклическую фил-фию наз-ют наивной диалектикой, материализмом. Он поставил проблему изменчивости мира, с его фил-фией связано развитие категории становления. Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет все изменяется». В основе мира по Гераклиту лежит вечно живой огонь.
- Пифагорийская школа- возглавил Пифагор (580-500 г.до н.э.) утверждал «познать мир это значит познать управляющие им числа».Пифагорийцы впервые поставили проблему количественной хар-ки Мира. Для них было важно число 10 (священная декада). 1 – это нечетное число, основа всех чисел. По пред-ям пифагорийцев добро, зло, единичное и общее, единство и множество, покой и движение, и прочее пронизаны числовыми характерами.
- Элейская школа – основоположники Ксенофан, Парминид, Мелис, Зенон.Элейцы главное значение предали мышлению, противопоставив его, чувственному познанию. Элейская школа впервые в истории фил-фии поставила проблему бытия. Субстанция – это бытие .»Сущность мира не физична, а метафизична» утверждает Ксенофан. Мир познается с помощью разума интеллекта. Следовательно он метафизичен.
- Материальную фил-фию в античности развивали Эвклипп и Демокрит (5 век до н.э.). По Демокриту в основе мира лежит бытие и небытие: бытие это атом, небытие- пустота. Пустота безгранична в ней происходит движение атомов. Атомы различаются между собой по весу, конфигурации, плотности, этим объясняется разнообразиевещей. Атомы движутся.Атоисты поставили проблему ощущений субъекта познаний. Демокрит различает чувственное познание и рациональное 1-е дает «мнение» , 2-е «истину».
Школа софистов.Учение Сократа о человеке.
(Школа мудрости)
Наиболее яркий представитель Протогор (конец 5 в. До н.э.) он сочинил «Антилогию». Гл.утверждение его учение это человеческая мера всех вещей, в том что они сущ-ют и не сущ-ют. По его мнению «Как я рассматриваю, понимание вещи, такими они для меня и явл-ся».Т.обр. Протогор бытие и небытие, истину и заблуждение строго не различает, не выделяет абсолютного критерия, для различия.Истина это то, что полезно и это определяет мудрец,т.обр. мнение мудреца – есть истина.
Сократ на первое место поставил проблему человека. Если худ-ки (натуралисты ) решали в чем сущность и природа человека. Фил-фия Сократа это этический антропологизм. Осн.его положения : «Я знаю что я ничего не знаю, «Познай самого себя».
По Сократу человек должен познать себя не как личность, а как общественное и нравственное сущ-во, не как индивида, а как пред-ля чел-кого рода. Метод познания Сократа – субъективная диалетика включая иронию. С. Считал, что каждый человек имеет мнение, но тем не менее сущ-ет истина важная для всех. Метод поиска истины С. Называл МАЕВТИКА, ее цель – создание определенных понятий.Сократ считал, что там , где нет понятий там нет и знаний.Создание общих понятий осущ-ся с помощью индукции. Это- метод перехода от частного знания к общему. Пафос гносиологии С. – создание понятий. По С. Объективная истина сущ-ет. В первую очередь это отличие между добром и злом. Человек совершает зло поскольку не знает , что есть добро. Т.обр. центр.проблемой фил-фии С. Явл-ся проблема чел-ка
______________________________________
Понятие метода и методологии.Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Метод – это способ, путь познания истины. По области применения методы бывают:
- фил-ские,
- обще-научные,
- частно-научные.
Метод восхожденя от абстрактного к конкретному. По средствам этого метода действовать теоретически воспроизводится систематически и целостно. Анализ и синтез, индукция дидукция, обощение, эксперимент моделирование в процессе теор-го познания выступают как моменты этого целостного метода. Традиционной логике абстрактное рассматривается как синоним мысленного, разумного, а конкретное , как чувственное, наглядное (логика Аристотеля).Абстрактное мышление трактовалось как сложная форма духовной деят-сти, которая присуща образованному человеку , а конкретное рассуждение это простая форма, присущая человеку не склонному к раздумию.Абстр. и конкрет. Рассматривал Гегель. В работе «Кто мыслит абстрактно» показал ,что эти категории применимы к самому мышлению.
Абст. По Гегелю есть нечто односторонне, а конкретное единство многочисленных определенийцелостность мышления, поэтому абстрактно мыслит чел-к недостаточно развито, кот. еще не умеет рассматривать предмет в целостности во всесторонней связи.Конкретное мышление это синоним целостного, многостороннего рассматриввния предмета.
Страницы: 1, 2, 3, 4