Генезис философии.Историчность
предмета философия.
(с гр. Любовь к мудрости).Ф. возникает в 6 веке до н.э. в др. индии, Китае и Греции.Дофилософскими типами мировоззрения являются Мифология и ,религия. Ф. возникает в раннекласическом обществе т. е. при достаточно высоком уровне развития общества.В мифологии, как мировоззрении мир представлен. Как единый и целостный, и выражен в форме чувственных образов.В религиозном мировоззрении мир удвоен: естественность, чуственность и сверхестественность т.е. божественность. В философии мир также представлен,как единый и целостный, но в отличии от мифологии и религии, Ф. опирается на док-ва и фактыт.е. рационального.Ф.-это теор.систематизация знаний о мире в целом.Ф. можно рассматривать как науку о наиболее общих законах природы,общества и мышлении. Ф.мир рассматривает как таковой, ее предметом является всеобщее в системе «Человек- мир»
______________________________________
Мировоззрение и его исторические типы.
В философском мировоззрении мир представлен как единый и целостный, но в отличии от мифологии, религии, Ф. опирается на док-ва и факты т.е.на сферу рационального.В истории мировой философии выделяются след.периоды:
- Ф.Др Востока,(Индия Китай)
- Ф.античности(Греция и рим)
- Эпоха Сред-вья (Зап-Евр.ф,ф.Исламского мира),
- Ф.Возрождения
- Ф.нового времени:17в-век науки и рационализма,18-век просвещения,
19-век нем.кл.ф.Марксизм и иррационализм.
- Ф.новейшего времени(20-21вв.)Ф. выделяет след.разделы:-онтология (теория бытия,учение о свойствах мироздания)
- гносиология(теория познания)
- логика(учение о формах,законах мышления)
- методология (уч. О методах и принципах науч.познания)
- этика (наука о морали)
- эстетика (наука о красоте)
- диалектика (уч. О всеобщих св-х, и развитии
- фил.антропология (фил.учение о человеке)
Проблема основного вопроса философии.
Об осн.вопросе Ф. пишет Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец Кл.нем.философии».По его мнению, по решению этого вопроса,ф-фы разделились на 2 больших лагеря:материалистов и идеалистов.Основной вопрос ф. по Энгеьсу имеет 2 стороны:1).антологическая – что первично материя или сознание, дух.2)гносиологическая – вопрос о познаваемости Мира,те кто признает первичностьматерии- материалисты, а кто ид. – идеалисты.
В истории Ф. были и др. трактовки осн.вопроса Ф.,н/р Френсис Бекхам, считал, что гл. задачей фил. Является помочь человеку овладеть стихийными силами природы (натурфилософия); основоположник нем.кл.фил-фии Эммануил Кант считал, что Ф. отвечает на след. Вопрос Что я могу знать, Что я должен знать, На что я смею надеяться, Что такое человек.Философ-экзистенционист Камю считал, что гл.зад.ф. является поиск ответа на вопрос Стоит ли жизнь труда быть прожитой.
_____________________________________
Функции Ф. осн. Направления.
Функции фил-фии:
- мировоззренческая
- гносиологическая или теоретико-познавательная
-методологическая
-практическая
- критическая.
Осн.направления Ф.:
-материализм
-идеализм
-дуолизм.
В истории материализма выделяют наивный мат-м древних греков, метафизический мат-м нового времени, и деалектический мат-м.Мат-ты признают, что Мир познаваем.
В идеализме выд-т 2 направления: объективный и субъективный ид-м.
- объективный. Признает за начало мира мир идеальных сущ-стей(Платон), абс.дух (Гегель)
- субъект. Считает что мир зависит от сознания познающего субъекта (Канта).
Полное или частичное отрицание познаваемости мира наз-ся Агностицизмом.
Напрвление признающее, что в основе мира 2 начала и мат-е и дух-е наз-ся дуолизмом.
Конфуцианство и Даосизм.
Основой мировоззрения Др.Китая является т.н. китайское 5-книжие.
- книга перемен
-книга обрядов
- книга песен
- книга истории
- книга тысячалетий (книга весны и осени)
Становление фил.мировозрения мы находим в книге перемен. Во 2в. До н.э. историк Самацать дал классификацию осн-х фил-х школ:
1.Сторонников учения об Инь и Янь или школы Натурофилософоф.
2.Конфуцианство
3.Законников или легистов Фа – Цзя
4.Имен-номиналисты
5.Моистов основополжник-Моцзы
6.Сторонников учения о Дао и Дэ
Даосизм – основоположник Лао-Цзы, автор сочинения «Книга о Дао и Дэ».Философия даосизма «Дао» это универсальный космический закон, путь. Нельзя изменить естественный ход вещей поэтому человек может лишь созерцать великое Дао, принцип Дао – недеяние.
Конфуцианство – великим учителем называют Конфуция, ему приписываются сочинения , беседы и суждения. Т.к. Конфуций жил в эпоху социального хаоса, ему в своем учении противопоставил идею гармонии. К. ищет ответы на вопросы:
- как гармонизовать отношения внутри госп-го класса
- какгармонизовать отношения между госп-м и неимущими классами.
Он считает, что все должны овладеть ритуалом и выполнять его (ли) надо также воспитать страх перед небом, особенно у прстого народа. Он выдвигает теорию воспитания молодывх людей и большое значение при этом уделяет совместным танцам и пению, т.к. они напоминают ритуал. К. также считал, что надо воспитывать уважение к старшим и к предкам. Для кит.культуры в целом хар-на ритулизированная этика.
Буддизм как фил. Религиозное учение.
Основоположником буддизма явл-ся принц Сидхардха Гвутана.Имя Будда- просветленный, получил его Гаутана потому что ему открылись 4 благородные истины:1. Жизнь есть страдания.
2. Есто причины страдания, это стремление людей к удовольствиям, земным радостям.
3.Страданию можно положить конец – цель освобождения от страдания – НЕРВАНА (в пер.угасание сознания).Это состояние абс.покоя.
4.Есть путь избавления от страдания,т.н. восьмиричный.
Буддизм распр-ся в 2х осн-х ф-х ХИНАЯНА (малая колесница), МАХАЯНА (большая колесница, широкий путь).
Ш.Валиханов высоко ценил Буддизм, считая, что он впервые в истории чел-ва провозгласил идею равенства и любви к чел-ку.
Метафизика Аристотеля.
Аристотель ученик Платона, его филисофию называют метафизикой.Все труды Ар-ля ученики разделили на 2 части:
- труды о природе (физис)
- включал рассмотрения общих закономерностей бытия как такового – метафизика
Аристотель отделил собственно философию от фил-фии, которая занимается отдельными явлениями природы.
В ф. Ар-ля много материальных идей, он вводит понятия «материя» и «форма», их неразрывные связи.Но наряду с ними он признает такие начала как «первоматерия» и «последняя форма».Первоматерия – это материя, как субстракт т.е. материя без формы. Посл.форма- это форма форм. Это причина всего сущего.Формой Ар-ль обозначает все идеальное.
Аристотель в метафизике утверждал, что все люди от природы стремятся к знаниям. По Ар-лю стремление к познанию общего, к накоплению и обобщению опыта, залжены в человеке изначально и названо им искусством (совокупность опыта), которая явл-ся предпосылкой науки. Знания- это не результат пассивного восприятия, а активный поиск выбора. С точки зрения Ар-ля душа может достигнуть истины 5 путями :- искусство,- наука, -практ.рассудок, - мудрость,
- разум.
Он резко отделяет мнение от достоверного знания.Предметом познания явл. Природа,объективный Мир.Познание природы начинается с ощущения, восприятия, а не с умозрения,мысленных сущностей.Здесь Ар-ль выступает против теории познания Платона. Метод познания Ар-ля-индукция.В работе «О душе» Ар-ль рассматривает все 5 органов чуств.Недостатком гносиологии Ар-ля явл. То, что он не дооценил роль соц-го,совокупного опыта.
Философские идеи Ибн Сины
(Авиценна 980-1037)
Своим учителем он считал Аль-Фараби.
Главным энциклопед.труд «Книга исцеления», сокращенный вариант это 4 раздела:- логика,- физика,- математика науки.- метафизика.»Книга знаний» и «Книга указаний и наставлений».Цель познания – правильное представление о вещах.
Чтобы получить разъяснительное высказывание надо воспользоваться процедурой составления определений: через приведения рода и отличного признака. Получаемые т.о. опр-ния, есть опр-ние вида,которое отвечает на вопрос «Что это».Описание не сообщает о чтойности вещи, но все же дает правильное представление о ней.Достижение увереннсти в истине возможно на основе силлогизма, важзность лог-го знания высока,но Ибн Сина в то же время высоко ценит прямое или интуитивное значение. Это по Ибн Сина непосредственная явленность познаваемого,в которой предмет раскрытия явл-ся таким, каким является. Непосредственная явленность познаваемого становится у И.С. завершением логического пути достижения истинного знания. Душа каждого человека может достигнуть истинного знания для этого она должна быть чиста.
Философия и религия Абая
Основные труды «Слова назидания» и поэма «Искандер».
В своем ТВ-ве Абай утверждает истинную веру в Аллаха – ИСЛАМ. Центр.место в его учении занимает человек, но о нем имеет говорить смысл только в отношении с Аллахом. Абай говорит, что Аллах создал человека с огромной любовью и задает вопрос как не любить своего творца Пусть познания Аллаха- это любовь, но не слепая, а основанная на разуме.В отличии от Яссави Абай считал, что познание Аллаха не требует тот человека отречения от всего земного, во всем нужна мера, в противном случае человек не поймет своего предназначения на земле. Абай говорит о 8 меках Аллаха, это:слово,жизнь,наука,созидание,могущество,зоркость,чуткость,справедливость. Ими Аллах обладает в абсолютном совершенстве и как возможностью наделяет ими и свое творение – человека. Поэтому человек должен развивать эти качества. По мнению Абая могущество всевышнего выражено в науке и милосердии.
Соц-политическиевзнляды Ш.Валиханова.
Осн.работы: Очерки джунгарии,Запмска о судебной реформе,
О мусульманской степи,
Следы шаманства у киргизов,О состоянии Алтышара или 6городов Вост.Китая пр.Нан-лу.Ш.Валиханов в раб.»Записка о судебной реформе» пока-ет что право – это совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общенияс др. людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретной сложившейся ситуации. В. Показывает, что право должно быть общепринятым и соблюдаться всеми добровольно и неукоснительно, право имеет смысл лишь тогда, когда его нарушение ведет за собой наказание. Степень вины и цену наказания опр-ет суд.Какой суд это зависит от общ.жизни, обычаев, нравов, уровня культурного развития. В. Утв-ет, что нельзя распр-ть юрид-е кодексы одних народов на другие без учета особенностей и жизненных обстоятельств
Страницы: 1, 2, 3, 4