Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии

Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос, сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность. Исследования близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что определяется очень многое. При этом задатки есть только возможность и предпосылка, но не действительность. Единство 3 факторов ----биологического, социального и психического.

Две крайние точки : пансоциологизм (против генетики, человек формируется только в резте общ жизни и социальной среды. перевоспитание коммунизмом и прочие штучки) и панбиологизма(расистские учения , фашизм. Все определяется биологией, одна раса изначально превосходит другую на уровне генотипа. ) Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне его биологической природы. Социальная деятельность определяется целиком биологией.  Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие животные уже не все), что говорит о качественном отличии.

Для анализа и координации возникла нервная система, и развитие способности отражения действительности  пошло в направлении совершенствования воспринимающих рецепторов и развития средств анализа агентов среды. человек как завершение эволюции второго пути. Это информационное отражение достигло у высших животных высокого уровня, а поведение стало сложным, что говорят о психике вж. Способность оперировать образами, и появляется опережающее отображение. Особенно этот процесс виден на эволюции домашних животных, приспособившихся к человеку. Но животные пошли по первому пути в основном.

Сознание отдельного индивида есть не только продукт его собственного развития,  но и развития культуры и среды, в которой он воспитывается. Процесс развития мозга у ребенка проходит разные фазы, и если в это время не вложить нужные знания, то он не станет человеком даже при нормальной психике. Стадии развития по Пиаже 0-2 года - сенсомоторная стадия, ребенок учится координировать себя в пространстве и восприятие. Вторая стадия 2-7 лет -- овладение речью и интериоризация (процесс заимствования из внешнего мира понятий, ценностей, взглядов внутрь себя). 8-11 лет - системный подход к интеллекту, мыслительные операции становятся обратимыми. Материал усваивается путем применения сложившихся схем мышления --- ассимиляция.  Если задача не решается, то приходится строить новую схему --- аккомодация. 11-15 лет – формирование формально-абстрактного мышления, логика и тд. Теория Павлова. Агенты внешней среды могут играть роль сигналов, рег повеление жив. Они составляют первую сигнальную систему.  Слова и речь есть специфическая для человека система сигналов, составляет вторую сигнальную систему, надстроенную над первой. Это и есть особенность человека.



2. Возникновение и развитие философии марксизма.


Философия классического марксизма.

        В ранних работах Маркс развивал гегелевское учение об отчуждении. Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. 4) Подневольный труд порождает отчужденность между людьми.

        Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма - "ранний" и "поздний". Для "ранего" - характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" - здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

        Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические формации. Все культурные формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия - производственные отношения. Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения: производственно-экономические и производственно-технологические. Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом (отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3) Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания.


5. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические формации.

Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм - хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая стадия коммунизма - общественная собственность) и производственно-технологические (ноу-хау - традиционное общество, мануфактура, машинизм, автоматизация, кибернетизация, роботизация).

Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее структура).

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка бесклассового общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом происходит развитие? Развитие производительных сил происходит эволюционным образом (количественное изменение), тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие). Маркс: развитие производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения количества людей, занятых в сфере производства). 3. Третье: в каком направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм - отрицание частной собственности.

Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги, армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает самую убедительную критику всех этих теорий. "Открытое общество и его враги". Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм - попытка рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая методология изначально неверна. В истории нет таких законов.

История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению ко всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс, гегемон. Постулирование того, что эволюция государственных структур возможна только революционным путем. В марксизме исключается возможность компромисса. Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое сотрудничество общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу. Маркс-гуманист жил во время, когда положение рабочего класса было очень тяжелым. Но так было до определенного момента. В конце 19 века появились принципиальные изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение рабочего дня и пр.), но повел себя не как ученый, не внес изменения в теорию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.