- Далее доказывает, что он не может верить в другие божества, не веря в богов.
- Считает не приемлемым для себя принимать свою жизнь в расчет, т. к. благородный человек этого не делает (например, на поле брани). Приводит пример из своей жизни, как он с риском для своей жизни (когда пребывал на выборных должностях), отстаивал правду.
- Сократ для Афин, как овод для отъевшегося коня: подгоняет, жалит, исправляет.
- Умолять судей он не будет, т.к. не должно это и оскорбляет как просителя, так и просимого.
- Сократа признали виновным. Он рассуждает, что так и должно быть, коль скоро на слушенее отведен всего один день, и рассеять сложившиеся домыслы за такое время не возможно. В наказание он себе выбирает почести, ну а если серьезно то заплатить он ни чего не может т.к. живет в бедности, но его поручители (в том числе и Платон) советуют предложить 30 мин.
- Сократа приговорили к смерти. Он не огорчился, т.к. гибнет правда, а не он. Пообщался со своими единомышленниками на несколько отвлеченные темы. На прощание, перед смертью он сказал: "Но уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это никому не ведомо, кроме бога"
Функции философии (для этого вопроса важна мировозренческая). Существует Религозное, философское, мифологическое мировозрение. Исхолдя из этих мировозрений человек имеет специфику духовно-практического освоения мира. Ну и далее в книги.
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.
Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека.
Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. ог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема бесконечности, методология математических понятий для познания природы. ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были:
1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.
2) детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость.
3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая сила --- человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате "Государь" дает советы парвителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических целях.При этом утверждение независимости государственных форм общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли (еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.
Отсутствует общепризнанное определение "человека". Нет общепризнанного критерия (не видового), по которому человек отличался бы от прочих животных, выделяют умственную деятельность и труд.
Выделяют 3 составляющую человека: биологическая (гены, нервная деятельность и т.п.), психическая (чувства, воображение и т.п.) и социальная (мировоззрение, ценностные установки). Это не механическая смесь, а тонкое, взаимовлияющее сообщество. При исключении одной из составляющих личности ЧЕЛОВЕК не будет. (обосновать существование каждой составляющей и показать их взаимосвязь)
Также Спиркин, выделяют 4ю составляющую: космическую, мотивируя тем, что все мы часть космоса и ноосфера (биосфера) может быть и общекосмической (показать, что определение не ложно, но спорно).
Смысл существования, скорее всего, не дан извне, однако, в разные этапы истории существовали разные ценности. (привести пример смысла жизни: средние века - "служение Богу"; возрождение и просвещение - "активные поиски"; СССР - "служение родине", однако, общепризнанного не было; фантасты - "высшекосмическое", привести пример - Эрик Ф. Рассел "Звездный страж" <повествуется о "Космических мотыльках">, ). Смысл жизни каждый человек выбирает себе сам. Обобщая: смысл жизни - реализовать себя (что именно реализовать - каждый решает сам).
Традиционно под фразой "средневековье" понимается Европа 10-14 веков, хотя с точки зрения лингвистики в средние века существ. китайская философия, однако, судя по окончанию вопроса речь идет именно о средневековой Европе (всуе, упомянуть про смену династий в это время в Китае)
Философия средних веков носит название "схоластика". Ее содержание составляла совокупность религиозно-философских учений, которые в противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании.
В тяжелых социально - экономических условиях средневековья наука и философия могли существовать только в стенах церкви (все остальное уничтожалось, а церковь давала защиту) => в итоге наука и философия были подчинены церкви и выживали только те учения, которые были посвящены конкретным теософским проблемам. Хотя свобода мысли отсутствовала, но эпохой застоя фил. мысли средневековье назвать нельзя, например: 1)существенной проблемой средневековья была проблема размежевания функций веры и знания, точного отграничения области каждого из них, то есть вопрос гносеологии; 2) стержневой для всего периода была проблема соотношения общего и единичного. В этих обоих пунктах был достигнут большой прогресс.
Также, несколько столетий длился спор о природе общих понятий (дом, вообще). "Реалисты" утверждали, что существует понятие "дом, вообще, как идея дома" (помнить, Платона, и то, что учение Августина отдаленно напоминает неоплатоников), а конкретные дома вторичны. "Номиналисты" настаивали на первичности самих объектов, и вторичности обобщения-понятия "дом". Последняя фракция, была своего рода, оппозицией официальной церкви, и из ее рядов вышли некоторые создатели еретических учений. По существу за богословской оболочкой спора скрывался вопрос: что чему предшествует, объективно существующие, чувственно воспринимаемые вещи общим идеям (номинализм) или, наоборот.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33