Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма. Материя-то, что вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер- движ-е. Гольбах: "Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к разл формам движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ от самой себя, природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь материи и движ- элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел- к машина, но может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва материи(тяжесть, фи- гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл- вий-нбх-ть, не случ-ть(чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх- ть(никакой свободы быть не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер тел на орг чувств. Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть мышл-процесс сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел- ка не только чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь наших идей и по- нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к пассивен. Учен об общ-ве: первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"- собств интерес чел-ка- основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов частн выгоду с общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от общ мнения( мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха. Свободомыслие, воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире нет ничего кро- ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д это уничтожить. Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в природе, про- исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их возникн, за- медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел, первопричина- Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в себе-пред- меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают знания об объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до опыта, нах-ся в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в опыте( время(часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы чувствен- ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе. 1)Чувств позн- спо-ть упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт- продукт дея- ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем подведения сужд под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль- ть, отриц, огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд "трансцед" идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о мире), 3)Теолог (уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс непознанными( разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, Т(Т. 3 док-ва Бога: 1)Онтологич(Бог S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж и не опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога побужд чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как цель (самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн императив (осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к миру вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа- кат имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р, заповедь. Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва. Чел не д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти. Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей. Суб идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я- окруж мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я- теоретич (мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не- Я-про- дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я. Интеллект со- зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич разум подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов созн- Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним. 3)Свобода (Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл, Юм, Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир (многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но
есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство: Кант- опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв зна- ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина). Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я, пытался раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к диалектич мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки единства чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един- ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-
царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение общих, диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и борьбы противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе истории, з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт ее развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр тел нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на опыте. Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же. Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал и мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал отраж объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины- диал процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина непости- жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это воз-но. Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы отличить истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст- ти. Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время она субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире вообще? Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин, кот приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит истин, этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании содержится момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)- прак- тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой м претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей. Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним ист. Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв отнош- идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда), самоот- чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив- произ- водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина, беда- госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел- ка: чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс опред из жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив ми- ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя про- явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он живет. Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр сил (эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше, чем разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи. Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории- откуда, куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не смотрел на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р лидера. З-ны истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие- они естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить фазу своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и надстрой- ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5