Рефераты. Шпаргалки по философии. История философии p>Аристот(воспит Макед), Ликей. Бытие-существ предметн мира, восприн с пом ощущ.
Природа-первичн материал, из нее все возник. Материя-причина, без нее нет бытия, пассивна, бесформенна, выливается в форму. Мат-возм-ть бытия. Чел-к имеет дело с вещью(проявл материи). Форма(идея) сущ в вещах, нельзя отрывать от вещей, сумма

св-в, отлич предметы. Вещь сущ если есть форма. "Материя вообще"-из нее вещи,
"форма вообще"-Бог. Идея-копия вещей, но не наоборот. Реальн мир познается орг чувств частично, тк сущ сверхчувств мир, доступн рацион познан. Душа-форма тела, дает смысл жизни, душа госп над телом, как форма над материей. 3 вида души:1- растит(растен, размн), 2-чувств(жив, ощущ), 3-разумн(чел-к: познает, думает). Теор познан: суть вещей познается с пом ощущ, мы познаем лишь форму, но не матер.
Ощущ дают знание единичного, наука постиг общее, наука как разум, доказывает логически. Над наукой-филос, логика. Знание з-нов мышлен-мудрость, основатель формальн логики, сформул катег ф-фии. Диалектика-разреш противореч, низш уро- вень логии, движ от зн единичн к зн общего, пока возм-ть не релизов, бытие- диалект,
Ар не признает противор в действ-ти, отриц объект диал. Чел-к: политич животиное, стремл к вовместн сож-ву, гос-во-разросш семья. Назнач гос-ва-обесп счастья гражд
(собст-ть, участ в управл), рабы предназнач повиноваться. 6 форм гос-ва: правильн
(монарх, арист, полития), неправ(тиран, олиг, демокр). Наил-полития(умерен демокр+ личное дост-во олигархии). Этика:Сок(душа), Пл(идея), Ар-основа-принц нравств-ти, в индив-не м прояв принц нрав-ти, в общ-ве поведение мб добродет- ым(справедл-то, что соотв з-нам, то, кто наруш з-н-несправедлив).
Эпикур:этика. Развив атомист Демокр(ат движ один во всех направл), Эп-ат падают равноудал вниз в пустоте под тяжест своего веса, м отклон в силу случайн-ти и нбх-ти,
(самодвиж, случ отклон атомов, отриц фатализм Демокр. Т познан:сенсуалист(ощущ- истинны, адекватны действ-ти, основа познания, критерий истины(чув удовольств, страдан). Этика:"удовольств-е", счастье чел-ка в получ удов-я, удовл телесн потр нбх для душевн спок-вия. Смысл удов-я-наслажд духа(лит-ра, иск-во), нбх избавляться от зла(оно приносит страдан), достиг удов-я, мы избавл от пережив-ний.
Страдание-страх.
Душа смертна, как и тело, со смертью души прекрат-ся страдания(чел-к не переживает
Смерть. Страдан вызыв и чел-к: "Проживи незаметно", "Скрывайся и таись".
Смысл жизни-освоб от власти природн з-нов, кот порожд страхи(обрести свободу.
Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий. Этика. Филос-я(яйцо): этика(желток), физика(бе- лок), логика(скорлупа). Гилозоисты(природа-живая). Материя творима Богом.
Бытие-тело, бестелесн(время, место и т д). Все предопределено навеки, можно предвидеть будущее.
Этика: чел-к будет счастлив, если будет жить ближе к природе, если ограничится малым и живет на основе разумности, природа ведет к добродетели. 4 вида: благоразумие, уме- ренность, мужество, справедливость. Пороки:неразумие, необузданность, трусость, неспра- ведливость. Критерий оценки: инстинкт самосохран, ценно то, что этому соотв- ет, все ост- безразл-но, тк противор природе. Идея долга чел-ка: морально соверш-го может достичь мудрец, те поступки, кот проверены Богом. Люди: мудрецы(разум), глупцы(желание, инстинкт). Средняя стоя(Понеций, Посидоний)-3 положит страсти: радость, воля, осторож- ность, 4 отриц: вожделен, наслажд, страх, скорбь, от них нбх избавляться путем выработки апатии. Счастье чел-ка достиж апатии. Поздняя стоя: свобода чел-ка.
Свобода(Сен)_подчин разумной нбх-ти, самоуб-во –ср-во приобщ к свободе, нбх сбросить тело. Цель философ- утешение чел-ка во всех его несчастьях. Совесть-внутренний суд. В голом виде все равны.
Раб только телесно принадл господину, его дух-сам себе господин.
Быстротечность жизни
(время ускользает), бережливость, самоогранич. Марк Ав: жизнь чел-ка-жизнь мухи(мгновен), чел подчин Богу(ничего не может изменить. Мир-целое, чел-к-его честь.
Моральн цели чел-ка-благочестие, простота, любить ближнего(долг чел-ка). Близость к христ-ву.
Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Прокл-из учен Платона. Учен о бытии: 1) бытие облад иерархичн, 2)исток всего существ-дух начало. 3)основа бытия-по принц триады: Единое, Ум,
Душа. Все связаны принц эманации-истечен творч энергии. Единое(Бог)- сверхбытие, порожд все, беск-но. Ум-истекающ от Единого акт-ть, наполняет себя Единым, возвращ к себе. Единое- потенциал вещей, Ум-идеальн их реализац. Единое, став Умом(форма, мышл), станов Душой
(вносит движ в материю). Космос созд в рез-те действия дух начала на материю. Борьба между
Умом и материей. Свет-образ Ума, тьма-образ Материи. Единое-свет, матер- тьма. Познание: типы познав деят-ти: матер мир познается по логике Арист, Единое созерцается в процессе полн очищ-экстаза. Конец античн филос.
Средневек: теоцентричн: 1-идея творения, 2-идея откровения, (роли церкви.
Теоцентризм-
Ист-к и причина всего сущего –бог, креационизм-Бог из ничего сотворил живую и нежив прир.
Провиденциализм-всеми мир событиями управл божеств провидение
Патристика:совок теолого-филос взглядов "отцов церкви" 3 этапа: апологетика(оформл христ- ва)-2-3 вв, клас патр-фиос принц-4-5, заключ пер(стабил христ догмат)-6-8.
Тертуллиан, Ориген.
Терт-чем божественнее истины, тем фантастичны и верны. Знание несовм с христ-ом, фил разум-ист-к ереси, вера приводит к истине. Сближ с эллинизмом, нематер
Бога. Ориген-Бог творит пост-но, духи, твор добро попад в мир ангелов, др-падают вних, станов раст, жив, чел.
Пл-бессм душа, но отверг пересел душ, отс возм спасен путем возвращ к Богу,
+нов выбор
(творить добро или зло), так до беск-ти. Август Блаж(Исповедь, О граде
Божьем) под влиян манихейства(2 начала-свет(божеств, дух), тьма(дьяв, матер), они вечны и неистреб, чел б пребывать в строжайшем аскетизме. Авг: высш цель чел-ка-любовь к Богу, полн за-ть от Бога.
Град земн(любовь к себе, мир зла), град Божий(люб к Богу, мир добра). Вся истор чел-ва-борьба
2 градов. Церк-предста гр Бож на Земле. Вечность, время: Бог предшеств изменч миру, "раньше" небыло, время сотворено тогда, когда сотвор мир. Бог вечен, вне времени, нет будущ, прошл, наст, есть наст прошедш(память), н наст(созерц), н буд(ожидание). Т позн: мир, созд богом, полон непостиж уму чел-ка чудес, истина выше разума, сущ дост знания, абс ист- позн через откровение.
Заключ пер: Библ, Свящ писан, образ-е-придаток церкви. Боэций:итог ант филос, перевод "Об утешении философией"(связь с Платоном), Эриугена: разум выше веры, развив диалект(логика), сторон Плат, неоплатон.
Схоластика:ср-вами человеч разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
1 этап-Эриугена, Абеляр, Росцелин-11-12 вв, 2-классич Альберт Велик, Ф Акв-
12-13, 3-Дунс Скот,
Оккам(разум=вера), логика, диалект, копание в мелочах, дискусс.

Номинализм, реализм: обладают ли общие понятия реальным существованием?
Реализм: подилин

реальн-тью облад не единичн вещи, а общ понят. Сторон
Платона(Кентерберийский)-крайн реализм
(универсалии образ свой мир в отрыве от мира конкр вещей. Церковь-против, тк Бог оказ на одной ступени с "универс". Умер реал-Ф Акв-(Арист)-связь между единичн и общим, общее-форма единичн общ сущ в конкр вещах. "Унив" сущ до вещей(идеи), в вещах(формы), после вещей(понятия в чел разуме). Номинализм: реально сущ только единичн вещи, общ понятия-имена, бознач вещи, сущ в языке-Росцелин. Против христ догматов(Троица-3 бога). Оккама, далее во взгл Гоббса, Лок, Юма
Ф Акв:умер реализм, основат томизма(неотомизм(фил Ватик), святой, 5 учит церкви. "Сумма против язычников", "Сумма теологии" не затраг естествен пробл, церк д примириться с научн успех,
Конц 2х истин-филос и религ приводят к истине с пом разл методов. Наука(ф)- опир на опыт, разум, религ-Св Писан, откровен, но не радик различ предметов, а частичное. Опыт и разум дают истины, не имеющ прямого отнош к религии, но и теология облад истиной, но полож теологии нужд-ся в фил обоснов, для доходчивости положений. Теолог заимствует свои полож от Бога, а не от наук, и может прибегать к др науки как к служанкам. Знание облад ценностью, но чел-ку нбх вера, тк чел ум огра- ничен и не может понять глубину Бога. Христ догматы сверхразумны, открыты уму, но не м б им до- казаны, их нбх принять на веру, д/укрепл веры чел-к должен использ ум, науку. Сущ Бога можно до- казать косвенно, по следствиям. 5 док-в Бога: 1)Все, что движется, имеет причиной движ нечто иное, не м б обновр и движ-м, движ-ся, то причина движ-Бог. 2)все имеет свою приичну, эти причины имеют свою причину, так до беск-ти, гл причина-Бог. 3) все происх измен-я вокруг нас необх/случайн, случ-ть- недоступн нашему уму нбх-ть, нбх признать Бога, чтобы понять происходящее.
4) вещи облад разн степ красоты, есть эталон-Бог. 5)все движ-ся и развив. Куда?, Бог задает цель.
(Превосх-во веры над знанием.
Соед 2 истинв, но гл-теология. Учение о бытии(Ар), вечным бытием облад только Бог, сотворил "из ни- чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в ед-ве с материей(сущ- ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ в вещах- 4 уровня бытия:
1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма формир тело изнутри, при- чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа).
Душа созд Богом для конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш телом. Этика: подгот к вечной жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла чел сам несет отв-ть. Вечное право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в естеств праве(люди должны по- читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ)

Кузанск (Возрожд). Учен о Боге: божест бытие-решающ роль в становл природы,
Бог-бытие-воз-ть, абс максимум, мир-огранич макс, противореч Бога(абс максимум, неделим(абс минимум(единство противопол) (Бог пребывает во всем, единство причины и следствия(творящ и сотворенный). Проти- вореч Бога сближает Бога и мир(отход от креационизма. Принц эманации(божеств начало-неогранич возм-ть, возникн мира-рез-т его развертывания из божест глубин(вечное порождение), возвращ природы и чел-ка к Богу-свертывание-идея мистич пантеизма(отожд творца и творение, растворяя творение в творце)-бытие Бога в мире=бытие мира в Боге. Космология, натурф-фия: бескон- сть Вселенной, звезды не окружность, окружн и центр-Бог, он везде и нигде(Всел однородна(Земля не центр Всел.
Прир мир-организм с мировой душий, она противоречива, все вещи сост из противопожн, их прирда выявл путем преоблад 1 над др, основа всех явл-математика. Учен о чел- ке:"малый мир"(чел-к) подо- бен "больш миру"(природа) и "макс миру"(Бог), обожествл чел-ка, подобно
Богу имеет творч сущность,
Т познан:устранен авторитетов, 3 вида ума: чувства, рассудок, разум(порождение Бога). Процесс поз- нания-единство противопол-ей: познаваемой природы и непознаваемого Бога.
Истинность знания: истинность неотделима от заблужд-я, может понять только разум, и тот подобен многоуг, впис в круг, разум преодол догматичность рассудка.
Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир, космич и змного. Единство
Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал пантеизм). Субстанция материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в вещах), мировая душа присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять
Бога, душа и материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало универсума). Природа и Вселен бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+ открытия(Коперн), нет центра(Кузан), бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм земного и небесного( вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица бытия-монада(онтологич смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад-
Бог.. Диалект идеи: в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все противоп совпад в 1 неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и везде. Единство и борьба противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть чувств, рассудка, разума, ума.
Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в религ смысле, а как часть мироздания.
Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов
Атлантида"-роль науки д/произ- ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но оно таким станов, если опир на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи, разнородность материи, веч- ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог- первопричина мира Т познан: природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн представл о мире, вследст ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-ую(показания своих чувтсв нбх сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж чел-ку, "пещера" ис- кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка- ложн понятия, разн смысл.
Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов.
Подчин природу можно на основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины: разгарнич предметов теолог и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры.
Критик схоластики
Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция.
Суть:1Наблюд фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления на сост части
5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно стремиться выявить прич-сл связи.
Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение
Бога, отриц единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст- протяженность, атриб дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот нуждается только в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с другом.
В филос-дуализм, но приорит-мышлен(идеалист. Материалист-материя-основа бытия.
Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич формой, величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ.
Животн- машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи.
Первоприч-Бог.
Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в самом ра- зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном случае жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин положен, не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в опыте, ед метод познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось несомн знанием
(начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю(я сущ-ю.
Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность познания вытек из
Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе:
1)Ясность
Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по порядк(прост(сложн)
4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.
Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о матер-ти мира,
Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд его с природой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.