Рефераты. Шпаргалки по философии (Томск, 2006г.)

Метод=знание, теория= знание, метод¹теория

Теория- это движение мысли по структуре объекта. Метод- это движение мысли по структуре теории. Декарт:«Метод-это дорожка, которую проходят дважды». Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу, обращаемся к решению 1-ой задачи, после ее решения говорим, что владеем методом решения данных задач.

Существует 2 вида методов:

1.Общенаучные или философские методы

2.Методы конкретных наук.

 Представления каждой науки требуют, чтобы у каждой науки была методология, но это методика, так как методология не умещается в рамках одной науки.

Каждая наука пользуется своим набором методов. Методы конкретных наук–это методы решения задач в конкретных дисциплинах.

Философский метод- это метод пригодный, необходимый в различных областях науки.

Гегель разработал законы диалектики, эти законы имеют высокую ценность в методологическом плане. Это связано с теми проблемами, которые в конце18 начале 19 веков волновали математиков: проблема бесконечно малых величин, которые могли существовать в процессе своего уничтожения.

Диалектика- наука об уничтожении вещей(пример, как метод конкретной науки мог быть применим в методологическом плане).

Уровни методологии:

1.                   Всеобщие методы.

2.                   Общие логические методы (абстрогирование, дедукция, индукция, анализ, синтоз, аналогия)

3.                   Общие научные методы

4.                   Конкретные научные методы

5.                   Методики (способы реализации метода)



18. Структура общественных отношений.

Макс Вебер назвал соц.институты – фабриками по производству соц.связей.

Соц.институты - это установления, которое имеет: 1) рационализируемую цель,  2) организационную структуру, 3) нормативное сопровождение.

Специфика об-венных отношений в отличии от межличностных в том, что они всегда институциализированные, т.е. исторически сложились, надындивидуальны, без альтернативна направляют взаимодействие людей.

О. о. -  отношения  между  людьми,  устанавливающиеся  в  процессе  их

совместной практической и духовной деятельности, делятся на  материальные  и

идеологические.    Производство   материальных   благ   составляет    основу

существования и развития человеческого  общества.  Поэтому  из  всех  О.  о.

важнейшими  являются  производственные,  которые  определяют  характер  всех

остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

      Связи  людей,  складывающиеся  между  ними  в  процессе  производства,

образуют сложную структурно - функциональную и иерархически -  соподчиненную

систему; эта система и образует собою  то,  что  называют  производственными

отношениями. Она охватывает и  отношения к средствам производства,  то  есть

форму собственности, и связи между людьми в процессе  обмена,  распределения

и  потребления  создаваемых  благ,  и  отношения  людей,  обусловленные   их

производственной специализацией, и отношения сотрудничества  и  соподчинения

-   управленческие    отношения.    Охарактеризовав    в    целом    систему

производственных отношений, выделим основные ее  элементы.  Главным  из  них

являются экономические отношения,  основу  которых  составляют  отношения  к

средствам производства.

      Во всяком  обществе  на  определенном  этапе  его  развития  неизбежно

возникают политические отношения, складываются и функционируют  политические

организации, формируются политические идеи и теории. Политика  есть  особого

рода деятельность, регулирующая отношения членов  общества,  объединенных  в

различные социальные  группы  и  классы,  с  целью  сохранения  определенной

общественной структуры  и  организации,  а  также  с  целью  ее  дальнейшего

развития и  совершенствования  в  интересах  как  правящего  класса,  так  и

общества  в  целом.  В  политике  находят  свое  наиболее  полное  выражение

коренные экономические интересы господствующего класса, которые  сознательно

защищаются всей системой политической организации общества.  В  этом  смысле

политика есть, по выражению Ленина, концентрированное  выражение  экономики.

В системе политической организации общества особо важное  место  принадлежит

государству, в котором концентрируются все интересы всех  общественных  сил.

Государство   -   это   организация   политической    власти    экономически

господствующего класса. Существенный признак государства -  его  неразрывная

связь  с  правом.  Право  -  это  форма   регулирования   поведения   людей,

совокупность  норм  поведения,  которые  устанавливаются  и  санкционируются

государством   с   целью   сохранения   существующих   в   данном   обществе

экономических,  социальных,  политических  и   иных   порядков,   это   воля

господствующего класса, возведенная в закон.


19. Проблематика социальной философии. Понятия и признаки общества.

В социальной философии формируются основные теоретические позиции и установки на которые опираются все подходы в познании общества.

Задача: это рефлексия над теоретическими концептуальными построениями в обществе.

Проблемное поле соц.философии не имеет определенных границ. Можно выделить несколько проблем:

1.                   Общие принципы соц.философского подхода к обществу.

2.                   Происхождение общества.

3.                   Устройства общества.

4.                   Отличия человеческого общества от животного.

5.                   Соотношение общества и личности.

6.                   Теоретическое осмысление исторического общества.

Парадокс соц.познания: исследователь, работающий с соц.явлениями, сам явл. частью реальности, которую он изучает и следовательно соц.познания становится элементом соц.реальности, усложняя ее.

Философское понятие общества:

1.                   Об-во – это совокупность общественных отношений.

2.                   Об-ва - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и людей.

Признаки об-ва:

1)                   Наличие территории.

2)                   Обеспечение стабильности, целостности, устойчивости.

3)                   Разделение труда(естественная разделения труда и общественная)

4)                   Наличие нормативных систем(правовые и моральные нормы)

5)                   Автономность и высокой уровень саморегуляции в обществе

6)                   Наличие структур управления

7)                   Объединение систем ценностей

8)                   Браки заключаются м/у представителями данного общества


20. Исторические концепции происхождения общества.

Философский смысл общества – это совокупность общественных отношений.

1. В Античность Демокрит считал, что общество – простое продолжение природы.

Платон видел образование общества в разделение труда, которое является следствием многообразия потребностей людей и ограничивает возможности каждого в отдельности.

Аристотель: «Вне общества может быть либо Бог, либо идиот » отсюда можно сделать вывод что государство – следствие естественной потребности в общении. 

2. Средневековье. В это время существования общества выводилось из божественной воли.

3. Новое время. Теория общего договора (Гиббос). Т.к. все люди равны, => все претендуют на лучшее. «Все против всех». Люди могут отдать часть своих прав государству. Придерживается и Жан Жак Руссо: Изначальна форма общества естественное состояние и гармония с природой. Необходимость в общественном договоре возникает с появлением частной собственности.

4. Немецкая классическая философия

Гегель: Рассматривает концепт гражданского общества и правового государства (личная свобода соразмерна с нравственной и юридической ответственностью)

Маркс и Энгельс создали материальную теорию общества. К. Маркс знаменит теорией общественно-экономических формаций. Формационный подход. Выделяет 5 формаций:

1) первобытно-общинная

2) рабовладельческая

3) феодальная

4)капиталистическая

5) социалистическая

Фактор перехода – развитие производительных сил.

Фрейд: Психоаналитическая дообщ-е структура общества – родовая орда. Человек – доистор. Существо. Враг культуры и общества.

21. Основные подходы и детерминанты развития общества.

Формационный подход к развитию общества.

Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.