4. смысл практического применения знания
5. проблема истины
Знание - любая познавательно - значимая информация.
Познание - процесс получения информирования знания.
Понимание связано с постижением смысла через другое знание.
Интерпретация – это самостоятельное постижение смысла через текст.
Понятия субъекта и объекта.
Субъект – это активное начало в познавательном процессе (личность, группы людей).
Объект – это часть реальности оказавшаяся в фокусе внимания субъекта.
Проблема познаваемости мира
В философии сложились несколько концепций:
1) Гносеология оптимизм. Решает проблему познания мира позитивно.
Нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.
Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.
(Марксистская традиция, Бэкон, Декарт, Гегель, Лейбниц)
2) Гносеологический пессимизм. Он включает в себя Скепсис и Агностицизм.
2.1) Скепсис - сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или драгоценности).
(Эмпирик, Монтень, Паскаль)
2.2) Агностицизм: 1) Философское направление, которое считает, что объективный мир не познаваем. Представители: Юм и Кант.
2) Термин введен в 1859г. для обозначения неверия ученого в существования тех сущностей, которые нам в опыте не даны.
Соотношение
В средневековой философии вопрос соотношения веры и знания являлся основной гносеологической проблемой. Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако, Писание требует правильного прочтения. Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих. Для них была необходима аргументация. Причем аргументация, опирающаяся на разум, на его рациональные принципы. Именно такие принципы и были найдены в платоновской и аристотелевской философии.
13. Основные уровни познавательного процесса и их соотношение.
Структурные компоненты познавательного процесса.
1. Чувственное познание. Реализуется с помощью основных трех форм чувственного отражения:
А) Ощущение
Б) Восприятие – отражение предметов
В) Представление – обобщенный чувственно наглядный образ предмета, которые когда-либо воздействовал на органы чувств человека, и затем восстановлен по памяти.
2. Рациональное познание. Мышление осуществляется в 3-ч логических формах:
А) Понятие - элементарная форма мысли в которой фиксируется общий и существенные признаки предмета.
Б) Суждение – выражение связи м/у предметами и явлениями действительности. Форма мысли в которой с помощью связи понятий, что-либо утверждается, что-либо отрицается.
В) умозаключение – рассуждение на основе понятий и суждений, в ходе которой выводится новое суждение.
3. Иррациональное познание
Интуиция – это прямое постижение истины без предварительного логического док-ва, когда промежуточное звенья в аргументации отсутствует.
Св-ва: внезапность и непосредственность.
Уровни научного познания:
1. Эмпирический уровень. Объект исследуется со стороны доступной наблюдателю и эксперименту. Эмпирическое познание включает в себя как чувственное, так и познавательное. Но обработка эмпирического материала ведется мышлением. Содержанием явл. научные факты и эмпирические законы.
2. Теоретический уровень. Теория – это мысленная конструкция объекта эмпирического. Это абстракция, логическая модель объекта. Содержанием явл. научные категории, законы, понятия.
Проблема гносеологического фундаментализма.
Фундамент – основа истинности знаний.
1. Сенсуализм – направление теории познания, которая абсолютизирует роль чувств. Представители: Локк, Фейербах, Гоббс.
2. Эмпиризм – абсолютизация опыта, познания. Представители: Бэкон.
3. Рационализм – абсолютизация роли разума в познание. Представители: Декарт, Лейбниц.
14. Основные концепции, свойства и критерии истины.
Аристотель–автор классической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина - как отношение, а не как самостоятельная сущность.
Истинна (классическое определение), корреспондентская истинна (теория соответствия) – это соответствие знаний действительности.
Истина (не классическое определение):
А) Прагматическая концепция истины(прагма–действие)–знание, с помощью которого можно добиться поставленных результатов. (Пирс, Джеймс)
Б) Конвенции(Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной»(договорная).
В) Когерентная истинна. Истинна – это взаимное соответствие высказываниям. Согласованность теории с более общей системой знания.
Классически истина может быть только одна. Истина–понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна.
Истина- не результат , а Истина–процесс.
Проблема критерия истины–до конца не разрешена. Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.
Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.
15. Образы науки (классический, неклассический, постнеклассический)
Образы науки – это то представление, которое складывается в определенную эпоху.
1. Классический образ (17-19вв.)
Квантовая механика
А) Наука познает сущность явлений и имеет дело со всеобщим и необходимым.
Б) Жесткий субъект – объектная демокрация.
В) из научного описания исключается субъект и поисковый фон (те средства, которые сопутствуют познавательной деятельности)
Г) Идеалом построения знания – математика.
Д) Абсолютизация научного метода
Е) Характерен лапласовский детерминизм. Предлагалось создание конечных исследований.
2. Неклассический образ (квантовая механика, теория относительности) первая половина 20в.
А) Целью науки явл. не открытие абсолютной истинности, а координирование многообразного опыта.
Б) Невозможно провести четкую границу м/у субъектом и объектом.
В) Индотерменистская или вероятностное описание мира.
Г) Научные законы имеют статическую основу.
3. Постнеклассический образ характерен для современного состоянии науки. Сформулирован синергетикой. Синергетика – теория, изучающая сложные нелинейные динамические системы.
А) Преодолевается противоположность субъекта и объекта.
Б) Гуманистические ориентиры (экологическая, нравственная экспертиза)
В) Форма общественной деятельности – междисциплинарная (сближение естественных, технологических и социальных наук)
Г) Возрастание роли информационной технологии
Д) Характерен методологический плюрализм
Е) Комплексный критерий истинной. Ядро современной науки явл. принципы нелинейности и нестабильности.
16. Соотношение науки и вненаучных форм познания.
Ненаучное знание распадается на ряд разновидностей:
1. ненаучное знание - обыденное знание, та среда в которую мы попадаем.
2. донаучное знание – прототип или предпосылочная база научного знания
3. паранаучное знание – («пара» - около) занимается поиском тайных сил и отношений, которые скрываются за обыденными природными процессами.
4. Псевдонаука (лженаука). Признаки: а)нетерпимость к опровергающим доводам. б) сознательная эксплуатация предрассудков, домыслов, надежд на чудо.
5. Девиантская наука – это наука, которая разрабатывает концепции, несовместимые, или не полностью совместимые с господствующей парадигмой и стандартами научно исследовательских программ.
17. Понятие научного метода. Типология методов.
По своей природе философские определения являются определениями с размытыми краями. То что понятно–наука, а то что непонятно–философия.
У философии 2 основные функции: мировоззренческая и методологическая
Сейчас больший удельный вес в нашей философии уделяется методологии. Методология- наука, которая изучает методы.
Метод- это определенным образом упорядоченная деятельность. Метод–это алгоритм.
Философский метод отличается неоднозначной заданностью. В философском методе обязательно есть определенная совокупность операций, а в некоторых случаях и определенная последовательность. Методология важна в том плане, что она позволяет посмотреть на знание как на процесс. Лейбниц: «Важнее знания об открытии может быть знание о том, как это открытие было сделано.»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5