Рефераты. Шпаргалки по философии (Томск, 2006г.)

С точки зрения в-ва, материя дискретна. Непрерывным видом материи явл. поле.



6. Основные концепции пространства и время. Фил. Смысл СТО и ОТО.

Философами выдвигалось два основных подхода:

1. Субстанциональный: Пространство и время рассматривалось, как абсолютные независимые сущности, которые не зависят не от материи, не от друг друга.

Представители: Демокрит, Эпикур, Ньютон, Платон.

2. Реляционный: Аристотель, Лейбниц, Гегель – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) является реляционная теория, исходя из которой:

§  Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития.

§  Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой.

То, что совершается в пространстве, одновременно соверщается и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине 20 века Альбертом Эйнштейном:

1.                   Исключила из науки понятия абсолютного пространства и времени.

2.                   Показало зависимость пространственного временных св-в от хар-ра движения и взаимодействия системы.

3.                   Пространство и время не существует без материи.

Св-во пространства:

1.                   протяженность

2.                   трех - мерность

3.                   непрерывность

4.                   однородность

5.                   изотропность

Сво-во время:

1.                   Непрерывность

2.                   Равномерность

3.                   Одномерность

4.                   Необратимость



7. Проблема развития в философии(метафизика, диалектика, синергетика)

Развитие – это особый тип движения, который характеризуется необратимостью, направленностью изменений и возникновением качественно нового состояния.

1. Метафизика

А) Учение о сверхчувственных началах бытия и познания

Б) Синоним философии

В) Антидиалетика

Метафизический метод предполагает разложение природы на несколько частей и изучение частей в отдельности не учитывая изменения и развития.

2. Диалектика

А) Учение о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.

Б) Философский метод

Исторические формы диалектики:

1) Античная (стихийная) диалектика

Диалектика у Сократа, вести спор. Гераклит, диалектика – учение о связи и развития. Источник развития – борьба.

2) Немецкая классическая (идеалистическая) диалектика. Фихте, Шелен, Гегель.

Структура диалектики:

1.                   Категории – предельно общий характер

2.                   Законы – наиболее устойчивые и повторяющие связи.

Законы: 1. Единство и борьба противоположностей

2.                   отрицание отрицания

3.                   Закон перехода количественных изменений в качественные

3) Марксистская или материалестическая

В основе лежит материальный фактор. Развитие производительных сил.

3. Синергетика (1973) – это междисциплинарное направление исследований, концепции самоорганизации. Нелинейная диалектика.

Система – это совокупность элементов, которая находится в определенном отношение и связях между собой.

Открытие системы означает наличие в ней входов или источников и выходов, обмена веществом или информации с окруж.средой.

Становление системы происходит через точку бифуркации (разветвления, развилки).

Аттрактор – это будущее устойчивое состояние системы, к которым она направляется.

В природных системах выбор осуществляется стихийно, а в обществ он зависит от субъективного фактора.

Важную роль в открытых нелинейных системах играет случайность.


8.Основные исторические концепции сознания.

Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.

В античной философии понятие сознания еще не было. Было слово душа. В античности появилось две трактовки сознания. Одно из них линия Демокрита (Все состоит из атомов => душа тоже состоит из атомов => она материальна => она смертна); и линия Платона (Душа посредница м/у идеями и вещами, т.к. она посредница => она бессмертна, пока в теле -> она в мире вещей, как только покидает тело -> она в мире идей).

Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.

Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.

XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.

Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека.

Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса».

Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)».            

Вывод:

1.                  Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание.

2.                  Сущность(структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной).



9. Основные модели структуры сознания. Классическая и холотропная модели сознания.


10. Версии происхождения сознания и их критика.

1. Теологическая или креационная.

2. Космическая. Сознание явл. космическим образованием и принесено на землю с других планет.

3. Эволюционная. Сознание явл. эволюцией форм жизни на земле.


11. Сознание как отражение. Связь сознания с мозгом и речью.

Отражение–основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы). Уровни отражения:

¬  Отражение неорганической природы–механическое, физическое, химическое(потенциальная информация).

¬  Отражение в живой природе–раздражимость, чувствительность(активно используется информация)

¬  Социально–психическая форма отражения–антропогенный уровень(целенаправленно используется информация)

В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?

Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена.

Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.

Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.


12. Предмет теории познания. Проблема познаваемости мира. Соотношение знания и веры. 

Теория познания(гносеология).

Эпистемология – теория научного познания в англоязычных традициях.

Предметом изучение познания явл.:

1.                   изучение природы знания

2.                   возможности и границы познания

3.                   формы и уровни познания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.