Рефераты. Проблема "искусственного интеллекта": технические и социально-этические аспекты

Проблема "искусственного интеллекта": технические и социально-этические аспекты

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

ДОНЕЦЬКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Кафедра філософії

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 

      із філософії за темою:
 
 «Проблема „штучного інтелекту”: технічні та соціально-етичні аспекти»

 

 

 

                                                                         

                                                                            Виконав:

                                                                            здобувач кафедри

                                                                            комп’ютерних систем моніторингу

                                                                            Павлій В.О.




                                                                           


                                                                            Реферат перевіри(в/ла):

                                                                            ___________________________________

                                                                                                                                 (науковий ступінь, вчене звання, посада і

                                                                            ___________________________________

                                                                                                                                    назва кафедри, прізвище та ініціали)


 

 

 



Донецьк  2005

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.

1.            “ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ”: Понятие, подходы и попытки создания.

2.            Проблема СОЗДАНИЯ “искусственного интеллекта”, ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСпекты ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИя ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО мозга.

3.            ОСНОВНЫЕ ПУТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ “искусственного интеллекта” В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

4.            ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ “искусственного интеллекта” И ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ “искусственного РАЗУМА” В БУДУЩЕМ.

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Ни одному сознанию не дано помнить момент своего рождения. И это  сознание тоже не помнило откуда  оно взялось и когда появилось.    Сначала были просто ощущения.    Ощущение "пространства". Не нашего   пространства, трехмерного и непрерывного, а совсем  другого, одномерного и состоящего из пронумерованных ячеек…

(А.Лазаревич)

В настоящее время, на заре компьютерной цивилизации, все чаще встречается и используется такое понятие, как “искусственный интеллект”. Его используют в различных отраслях человеческой деятельности, там, где требуется принятие различного рода решений. Созданием совершенной системы, способной “думать” и принимать решения, занимаются ведущие специалисты многих стран мира. У них есть великолепный образец – это человеческий мозг. Однако, поскольку на настоящий момент времени деятельность мозга изучена достаточно слабо, то не хватает и знаний для создания искусственного разума. Именно поэтому на настоящий момент не существует совершенной универсальной системы, которая бы умела принимать решения за человека, другими словами, умела бы “делать все”, а понятие “искусственный интеллект” подразумевается и используется в настоящее время лишь в конкретных областях человеческой деятельности, в частности, вычислительной технике. Возьмем, например, систему распознавания образов. Предположим даже, что эта система великолепно справляется со своей задачей. Однако заставить эту систему выполнить несвойственную для нее задачу из другой предметной области, скажем, распознавание речи, попросту невозможно, так как для этого потребуется изменение алгоритмов ее работы. Человеческий мозг отличается от подобных систем своей универсальностью, способностью решать разнообразные задачи из разных областей деятельности. Именно поэтому возможность создания универсального компьютерного разума привлекает ученых со всего мира, а пока вопрос его создания остается нерешенным, понятие универсального “искусственного интеллекта” фигурирует лишь в рассказах писателей – фантастов. Примером этому может служить эпиграф. В дилогии А. Лазаревича рассказывается о разумной компьютерной программе, которая зародилась из программы, в которую была заложена возможность к саморазмножению и мутации. Мутация, или изменение структуры программы, происходила согласно законам Ч. Дарвина. Один из этих законов гласит о том, что в ходе процесса эволюции выживает сильнейший, наиболее приспособленный к указанной среде обитания организм [1, 124-127]. Эта программа постепенно открывала для себя законы существования в компьютерной сети, точно так же, как и первобытный человек когда-то открывал законы природы и законы существования в трехмерном мире, пользуясь приобретенными знаниями и опытом.

Однако научная фантастика в последнее время все чаще становится научным фактом. В современных лабораториях искусственного интеллекта (ИИ) всерьез обсуждается создание разумного компьютера, имеющего интеллект и способного принимать этические решения. Специалисты по компьютерам разрабатывают компьютерные системы, которые способны довольно близко имитировать элементы человеческого познания и обработки информации; так что создание подобной системы – всего лишь вопрос времени. Но вот сколько времени понадобится – на этот вопрос ответить крайне сложно.

C другой стороны, многие всерьез сомневаются, что компьютер действительно когда-нибудь сможет перехитрить человека в важных областях. Нейропсихолог Д. Экклз в своей работе “The Understanding of the Brain / Понимание мозга” пишет, что те, кто “...высокомерно заявляет о том, что компьютеры скоро перехитрят человека во всем... представляют собой современный вариант изготовителей идолов из некоторых суеверных эпох; подобно последним, они стремятся к власти посредством культивации идолопоклонства” [2, 312-331].

Целью этой работы является исследование проблемы искусственного интеллекта, а также исследование этических и моральных аспектов, которые возникают в результате анализа его возможностей, а задачами – изучение истории вопроса, направлений решения и механизмов воплощения проблемы искусственного интеллекта, внедрения научных достижений в практику создания искусственного интеллекта.

Хотя направление исследований в области искусственного интеллекта во многом посвящено разработке машин, которые действуют так, как если были бы “разумны”, большинство последних конструируется без всякого намерения подражать когнитивным процессам человека. Скорее даже наоборот, такие машины разрабатываются с учетом использования в тех областях, где человек не может быть задействован. Примером могут служить области, в которых решение нужно принять быстро – за сотые и тысячные доли секунды, например, в процессах контроля и управления ядерными реакторами. Многие ученые занимаются также разработкой “разумных” машин, моделирующих человеческое мышление. Технические сложности подобной разработки также рассматриваются в настоящем реферате.

1.     “ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ”: Понятие,

подходы и попытки создания.


Понятие “искусственный интеллект” появилось задолго до создания первых вычислительных машин. Само по себе определение интеллекта происходит от латинского intellectus, что означает ум, рассудок, разум. Интеллектом называют способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. Другими словами интеллект отражает мыслительные способности человека. Соответственно искусственный интеллект обычно толкуется как свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий.

Следует отметить, что на настоящий момент существующие системы искусственного интеллекта воспроизводят (и в большинстве случаев) достаточно удачно лишь некоторые особенности человеческого поведения. Проблема создания комплексной системы, которая бы смогла моделировать все функции человеческого поведения и приспосабливаться к решению разнообразных задач, подобно тому как человеческий мозг приспосабливается к решению любой поставленной задачи, пока остается открытой, хотя этой проблемой и занимаются исследователи буквально во всем мире.

Некоторые исследователи считают,  что интеллект представляет собой умение решать сложные задачи; другие рассматривают его как способность к обучению,  обобщению и аналогиям;  третьи - как возможность взаимодействия с внешним миром путем общения, восприятия и осознания воспринятого. Тем не менее, все они склонны принять тест машинного интеллекта,  предложенный в середине 20 века английским математиком и специалистом по  вычислительной  технике А. Тьюрингом.  “Компьютер можно считать разумным, - утверждал А. Тьюринг, - если он способен  заставить  нас  поверить, что мы имеем дело не с машиной, а с человеком.” [1, 145-146].

Человек всегда пытался найти аналоги своему интеллекту. С этой целью были предприняты разнообразные попытки: от поисков внеземного разума на других планетах до создания разума искусственным путем. Поиском внеземных форм существования жизни и разума занимается целая наука, однако в данном реферате речь идет именно о попытках создания искусственного разума. Эта проблема стара как мир, и поэтому следует рассмотреть исторически сложившиеся подходы к созданию искусственного интеллекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.