Рефераты. Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)

31. Отрицание. В материалистической диалектике о рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Логическая операция, с помощью кот. из данного высказывания порождается новое высказывание, такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О ложно, и наоборот. Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован Гегелем. ОО выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-х свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалект. Категория ОО означает превращение одного предмета в др. при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, кот. открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диал. Отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диал. Отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущим ему противоречиями, наличием в нем  собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта, что означает возникновение третьего, по отношению к двум противоположностям. И т.к. они не только исключают, но и взаимопроникают в друг друга, то третье есть такое отрицание, кот. одновременно выступает как сохранение. Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им , образуя «возврат к якобы старому». И в мышлении это выражается через ОО. Из принципа  единства диал., логики и теории познания следует, что только через исследование ЗОО как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность.  ЗОО выступает и как закон познания и как закон объективного мира.      

32 . Категории- высказывание, свидетельство.  Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру,отражающие наиболее общие и существенные св-ва,  законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К уходят в прошлое. Аристотель – для него проблема К выступила как проблема соотнесения содержания высказывания о некотором сущем с самим этим сущем. С его точки зрения в высказываниях связываются понятия( роды и виды) выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Ар. Высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность чел-ка в процессе познания, благодаря которой общие понятия(роды, виды) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовные. В новое время учение о К развивали представители нем. класс. Идеализма. Для Канта К – это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивание нашего опыта. Гегель понимал К как развивающееся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщей формы его саморазвития и самоопределения, как прочные узлы, служащие опорными и направляющие пунктами его(духа или сознания) жизни. Для Гегеля К в своем самодвижении осуществляет себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающееся в их воплощение. Неопозитивизм  К либо игнорируются либо рассматриваются как чисто субъективные и удобные формы организации человеческого опыта, вместилище данных опыта, определенные языковые образования. В некоторых направлениях идеалистической фил-ии К относят к чисто духовным, трансцендентным сущностям. С точки зрения маркс. фил-и К сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Основные К диамата – материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, содержание и форма, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в кот-ых отражается форы бытия природы и общественной жизни. Основным принципом построения системы К является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности.           

33. Понятие общества. Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. "Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятель-ность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал организаци-онноо опыта и исследовать с организ точки зрения" В основе соц фил могут лежать раз-личные подходы, тогода соотв получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них. В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич... Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона всемир-ного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий принимает фаталистиче-скую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причи-ны. "Каждое добровольное действие явл вынужденным", "все действия необходимы". Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых исключ на своих интере-сах. Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач цементирующего начала бе-рется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в на-турал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ мо-ральным принципам, ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге "Единственный и его собственность". Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу "мнения правят ми-ром". Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие обще-ства полностью определяется действием мирового разума или волевая активность чело-века. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода. В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни понималась духов-ность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб человек. В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире. Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком. Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как объект и как субъ-ект мат действительности. Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. "Сознание людей зависит от их бытия". Это утверждение вытекает из простого факта, что "люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусст-вом, религией..." А для этого нужно трудиться, производить мат блага. Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. истор процесс, общ бытие но-сят объект характер 3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народ-ные массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства. Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы. В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт: 1.Общ от-ношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц зако-ны - зак не только мат, он и духовной деятельноси. 2.Поскольку общество одновр явля-ется и объектом и субъектом, соц зак - это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность пре-следующего свои цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция про-текает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий. Соц законы: 1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам деятельно-сти. 2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке 3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил. 4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций 5. закон социальной революции 6.закон возрастающей роли нар масс в истории 7. закон относительной самостоятельности общ сознания. 8. закон возвышения потребностей. Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред сферах обще-ства. Но в люб случае независмо от масштаба действия соц законы отражают наличие соц необходимости и объект хода общ жизни. Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ созна-ние. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ производст-ва... Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась. "Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила, продукт предшеств деятельности. Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе необходимости про-тивостоит случайность. В обществе с ей соотносится свобода. Свободе враждебны не за-коны, а беззаконие, хаос. И необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющее-ся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.Мир история - это процесс воз-растания степени свободы, но в каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных возможностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.