Рефераты. Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)

В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято только в ее отношении к Богу. Соц философия. Общество есть объективация чел отношений, чуждая чел духу. Не личность есть часть общ, а общ--- часть личности. В объект общ царит разобщение, при наличии коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники и гос. Идеал - коммюнотарность, против изолированного индивидуализма и механистического коллективизма. Особый тип общества, выраб в России. Прежде всего духовное возрождение России, религ мессианизм, идея братства всех народов. Особая роль России - связь Запала и Востока.

20. Циолковский. Ученый и мыслитель, один из основателей космонавтики. Высказывал идеи о возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе. Считал, все многообразие мира, включая человеческий организм, образуют ассоциации атомов, кот. понимаются им как особые частицы вещества. Человек может контролировать ход их развития и даже созидать принципиально новые биосущества, перестраивать свою биохимическую природу. Составной частью учения является т. н. «космическая этика» - выработка этических основ контакта с инопланетянами, признание необходимости совместного труда для преобразования космоса.

21.Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал гносеологические и социологические аспекты материального понимания истории в познании общественной жизни. Диалектический метод в виде Энгельсовской (его интерпритации Маркса были ближе) схематизации - "Диалектич. материализм" - его слова в раб. "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", ставшей программой рус. марксизма. Утверждение о "недостаточном фил. обосновании марксизма" разделялось П.Струве, С.Булгаковым - и Туган-Барановский "Легальные марксисты", здесь речь о прямых попытках соединения мар-ксизма с фил.критицизмом и об отрицании диалектики как в понимании формы движения, так и в качестве метода познания. Луначарский - "Материя не существует, существуют лишь явления", "мир суть явления, происходящие в нашем сознании". Т.О. в основном была критика. Ленин (1870-1924) считал, что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории по-знания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого на-чиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики. Л. развил все составные части марксиз­ма — философию, политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской фи­лософии достижения науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, опреде­лив её как объективную реальность, су­ществующую вне человеческого сознания, разработал коренные проблемы теории отражения человеком объективной дейст­вительности и теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя раз­работка материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл фундаменталь­ных открытий великих исследователей природы... Высказанная им мысль о неисчерпаемости материи стала принци­пом естественнонаучного познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую социологию. Он конкре­тизировал, обосновал и развил важней­шие проблемы, категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич. формациях, о закономерно­стях развития общества, о развитии про­изводит, сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.- освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о роли народных масс и личности в истории. Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как становление и развитие капиталистич. способа произ-ва, в частности в относительно отсталых странах при на­личии сильных феодальных пережитков, агр. отношения в условиях капитализ­ма, а также анализ бурж. и бурж.-де-мократич. революций, социальной струк­туры капиталистич. общества, сущности и формы бурж. государства, историч. мис­сии и форм классовой борьбы пролета­риата.

Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в исто­рич. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.

Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империа­лизма как монополистич. и гос.-монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объ­ективное ускорение создания материаль­ных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о том, что империализм — это канун социалистич. революции.

22.

23 Движение. Важнейший атрибут, способ существования материи. Включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, так как нет и не может быть Д без материи. Д материи абсолютно, тогда как всякий поток относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению к земле, движется вместе с ней вокруг солнца, с солнцем – вокруг галактики. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. о. Д  определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах.

Изменение.- переход из одного состояния в другое. И включает в себя любые пространственные перемещения тел, внутренние превращения форм движения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. И охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их качественные трансформации. Исторически претерпевают изменения не только любые конкретные свойства тел, но и сами законы движения материи. В фил-ии И всегда противопоставлялись покой и устойчивость тел, но они относительны, так как являются частным случаем и результатом общего движения материи.

 Развитие- необходимое движение, изменение во времени. Перемещение в пространстве представляет собой Р постольку, поскольку в нем в снятом виде сохраняется изменение во времени. Движение всегда направленно, направленность не может быть характеристикой движения как способа существования материи, как бесконечного. Направленность движения- характеристика каждого конечного движения. Р, так же как и движение бесконечно постольку, поскольку оно материально, и вместе с тем Р существует как отдельный конечный процесс. Р бывает восходящее и нисходящее, от внещнего к внутреннему, от случайного к необходимому и т.д. Р совершается спиралевидно, в единстве и борьбе противоположностей, как переход количества в качество и обратно. Всякий отдельный процесс Р имеет стадии: подготовку предпосылок его образования, т. е. гл. обр. внешнее движение(начало процесса Р).; возникновение, т. е. переход к внутреннему движению; формирование, т.е. преобразование новым процессом Р тех условий, из кот. он возник; собственно Р, или зрелость процесса Р , т.е. его существование на своей основе; умирание, разрушение процесса.

Становление- фил. Категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход, превращение. Классическим представителем концепции С был Гераклит, понимание действительности можно выразить в формуле «все течет».  Категория С органически связанна с диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит взгляд на любую вещь, явление как на единство противоположностей – бытия и небытия; она несовместима с матафизическими представлениями о возникновении и развитии как о простом количественном увеличении или уменьшении. Диалектическое  содержение категории С подробно развил Гегель; в его философии категория С выступает в качестве «первой истины», составляющей «стихию» всего последующего развития логических определений. С как единство бытия и ничто представляет собой абстрактное выражение возникновения, порождения вещей и явлений: не существует ничего такого, «что не было бы средним состоянием между бытием и ничто»

Формы движения. Выделяются 3 группы: 1 в неорганической природе,2 в живой природе, 3 в обществе. В каждой из групп имеется множество фдм, что связано с неисчерпаемостью материи. К фдм неорг. Природы – пространственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, движения и превращения атомов и молекул. Фмд в живой природе – совокупность жизненных процессов в организме, различные отношения в биоценозах, взаимодействие всей  биосферы с природными системами Земли и с об-вом. Общественные фдм  включают в себя многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Фдм исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде – в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы.    
24.В. и П. основные формы сущ. материи. Фил-ю прежде всего интересует вопрос об отношении в и проблема к материи, т.е. являются ли в и проблема реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Фил-фы-идеалисты отрицают зависимость в и п от материи и расс. Их то как формы индивидуального сознания(Беркли,Юм), то как априорные формы  чувственного созерцания(Кант), то как категории абсолютного духа(Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в и п В том, что в и п неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пр. выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, в же последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему. Диамат признает не просто внешнюю связь в и пр. с движущейся материей, а считает, что движения является сущностью в и пр. и что, следовательно, материя, движение, в ипр. Неотъемлемы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физике. Она отбросила старые представления о проблема как пустом вместилище тел, и о вр. Как едином для всей бесконечной вселенной. Главный вывод Эйнштейна как раз состоит в установлении того, что в и пр. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности  доказала, что течение времени и протяженность тел, зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого им поля тяготения. В созд. Современной теории в и пр. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в и пр. как вне опытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи расположением атомов. Изменчивость представлений о в и пр. используют идеалисты для отрицания объективной реальности.  Единство мира заключается в его материальности, в том, что все явления и предметы в мирепредставляют собой движение материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Е. м. Находит свое выражение в субстанциальности материи как субстрата различных свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности в ее вечности во времени и бесконечности в пространстве. Е. м.  Проявляется во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов как д,пр,в, способность к саморазвитию и др. В локальном масштабе е.м. обнаруживается в общности физико-химическом строении различных тел из одних и тех же атомов и элементарных частиц, в единствах форм движения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.