Историю человечества делит на три последовательно сменяющиеся фазы: доистория, по мнению Ясперса, не являясь историей в духовном смысле, остается лишь потоком различных изменений, а также этапом, о котором вряд ли возможно достоверное знание; история возникает там, где есть (осознание истории, традиции, осмысление происходящих событий; мировая история - начинается с момента осознания современной ситуации как универсальной.
К. Ясперс считает свое учение не философией вещей, а философией личности, вскрывающей смысл человеческого существования, его подлинное бытие - экзистенцию.
Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники. Главная идея их философских исканий - "национальная почва" как основа социального и духовного развития России. Основные представители этого направления - А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский.
Главным выразителем идей почвенников был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Его философия - это философия переживаний, поступков и мыслей созданных им литературных героев. Для Достоевского важен не результат, не окончательный вывод, а процесс. Причем интересуют его прежде всего самые глубокие, потаенные мысли, человеческое существование на уровне подсознания, в сфере "подпольного человека".
Достоевский мыслитель экзистенциальный. Наиболее важной и определяющей темой его философии является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но основное для него - внутренний мир человека, диалектика его идей, которые и составляют внутреннюю сущность его героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых и т.д. Поэтому человек для Достоевского - это самое дорогое существо, хотя, может быть, и самое страшное и опасное. Два начала: божественное и дьявольское изначально уживаются в человеке и борются между собой.
Антропологизм и персонализм Достоевского носят, прежде всего, этический характер. Именно момент нравственного выбора является импульсом внутреннего мира человека и его духа.
Подлинная и высшая сущность человека и его ценность заключена в его свободе. "Отпущенный на свободу", он тотчас бросается бунтовать против существующего порядка. Именно тут раскрывается противоречивость его природы и самой свободы.
Неограниченная свобода приводит человека к пороку и гибели. Это путь недостойный человека, это путь человекобожества, который мнит, что ему "все дозволено". Важнейшее положение о человеке у Достоевского заключается именно в том, что тот, кто отрицает Бога, становится на путь человекобожества. По Достоевскому, истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу. Человек должен пройти испытание бременем свободы, чтобы сделаться человеком. Важно подчеркнуть, что для Достоевского главная забота - это прежде всего спасение самого человека и забота о нем
Подлинная свобода - это высочайшая ответственность человека за свои поступки. Поэтому люди, получив свободу, спешат поскорее от нее избавиться. Поэтому-то люди и радуются, когда с их сердец снимают свободу и ведут их "как стадо". Эта жесткая взаимосвязь свободы и ответственности, существующая для каждой подлинной личности, не сулит человеку счастья. Напротив, свобода и счастье для человека оказываются практически несовместимыми. В этой связи Достоевский говорит о "таком страшном бремени, как свобода выбора".
Свобода для способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека. Можно ли примирить Бога и тот мир, который им создан? Ответ его тут однозначен - человек ни в коем случае не может быть средством для других людей, даже для их самых благих планов и замыслов.
Человек для Достоевского, как и для Канта - высшая ценность. Гуманизм Достоевского не следует понимать как беспредельную терпимость ко всякому злу и абсолютное всепрощение. Там, где зло переходит в беспредел, оно должно быть адекватным образом наказано, иначе добро само переходит в свою противоположность
Достоевский относит идею "беспрерывного покаяния и самосовершенствования", идею всеобщей ответственности, взаимопомощи и всеобщих "братских связей"2. Это "чисто русская идея" "братских связей" и подлинного, христианского единения лежит, по Достоевскому, в основе развития России.
Подобно многим русским философам Достоевский полагал, что у России свой особый путь развития. Ее высшее национальное предназначение он видел в христианском примирении народов.
Значение творчества Достоевского велико как для русской, так и для западной философии. В России он оказал огромное влияние на все последующее развитие религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников экзистенциализма - философии, поставившей в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) все свои размышления подчиняет морали и так же мучается в поисках человеческой правды и смысла жизни. Неотвратимость смерти превращала для Толстого жизнь в бессмыслицу, и он с глубоким страданием переживал эту трагедию смерти. Толстой осуществлял рациональную критику религии и полагал, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. Главный же вред церкви он усматривал в том, что она, проповедуя добро, сама участвует в том общественном порядке, который основан на насилии.
Для Толстого Бог отождествлялся с любовью, разумом, добром и совестью. Принципы всеобщей любви, смирения и непротивления злу насилием и составляют, считал он, движущие начала развития общества.
"То, что цель жизни есть самосовершенствование, - пишет он, - что совершенствование бессмертной души есть единственная цель жизни человека, справедливо уже потому, что всякая другая цель, ввиду смерти, бессмыслица".
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его социально-философские идеи примыкают к концепциям исторического круговорота и наиболее полно изложены в работе "Россия и Европа" (1869). В истории существует целый ряд цивилизаций - "культурно-исторических типов", каждый из которых, подобно биологическим организмам, проходит стадии становления, упадка и гибели. История и есть не что иное, как смена культурно-исторических типов. В этой исторической цепи самым перспективным является "славянский тип".
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) Его натуралистический подход, согласно которому развитие растительного, животного и человеческого мира определяет один и тот же закон. Развитие всякого организма подвержено триединому процессу, движению от "первичной простоты" к 2) "цветущей сложности" и далее к 3) "вторичному смесительному упрощению". Через эти стадии любой организм, в том числе и общество, идет к гибели.
Резкой критике Леонтьев подвергал западноевропейскую культуру. Эта культура находится на стадии "вторичного упрощения", т.е. увядания и разложения, признаками чего является стремление к мещанской пошлости, равенству и свободе. Леонтьев выступал против идеала равенства, против индивидуальной свободы, считал, что государство имеет право на насилие, когда это необходимо.
Леонтьев выступает за яркий тип личности, он против усредненности посредственности. Для развития великих и сильных характеров необходимы великие общественные несправедливости. Его мораль - мораль силы и насилия.
Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду - тема в философии человека XX века еще более популярная, чем во времена Шекспира.
Бытие между жизнью и смертью. Пограничная ситуация и современное человечество
Человек в мире и мир человека ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда "пограничная" со смертью.
Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни - ситуации, которые в философии и литературе XX века исследовались глубже и тщательнее, чем прежде.
Однако в классической мысли и в современной философии тема смерти занимает разное место; смерть оценивается существенно по-разному. Современная экзистенциальная философия определяет жизнь не иначе как "бытие к смерти".
Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, "повернуться" от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием.
Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человечества, и его выживание. Человечество впервые в истории реально оказалось перед угрозой смерти. Как и в жизни индивидов, так и в сегодняшней жизни человеческого рода требуются высокий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями, "ангажированность" - активность и инициатива всех нас и каждого из нас. Важнейший шаг - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, что она действительно пограничная. Даже страх перед глобальной катастрофой, которым сегодня охвачены многие люди, должен послужить делу выживания человечества.
Экзистенциалисты обращаются не к силе человека, а к слабости, которая заключается в его смерти, где человек черпает свои силы. В духе экзистенциализма писали Э. Хемингуэй, А. Де Сент-Экзюпери, В. Быков. И. др.
Литература общего содержания
1. Антология мировой философии.- М., 1969.
2. Введение в философию: Учебник для вузов.- М., 1990.
3. Великие мыслители Запада.- М., 1999.
4. Гуревич П.С.Философия: Учебник для вузов.- М: Проект, 2003.
5. Достоевский Ф.М. Из "Дневника писателя" // Возвращение человека.- М., 1989.
6. История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001.
7. Толтой Л.Н. Сочинения.- М., 1911.
8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М: ЮРИСТЪ, 2004.
9. Философия: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Гутина, Т.Ю. Сидориной, В.П.Филатова.- 2-е изд., пепераб. и доп.- М., 2000.
10. Философский энциклопедический словарь.- М.,1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4