Рефераты. Особенности экзистенциализма

"Тошнота".

Главный герой "Тошноты", историк Рокантан, пишет биографию, однако осуществление этого замысла сталкивается со все большими трудностями, так как он не уверен в том, описывает ли он или заново создает предмет своего труда. В какой мере эта биография - основанный на фактах, объективный рассказ, а в какой - творение самого Рокантана? Ответ неясен, но Рокантан приходит к выводу, что все написанное им расцвечено его домыслами. Поэтому он бросает начатое. В конце романа он задумывается о том, чтобы попробовать себя в художественной прозе.

Тошнота, описанная Сартром, - это состояние, в котором сочетаются утрата ориентиров, дурнота и даже отвращение, обусловленные сознанием неопределенности, характерной для фундаментальной жизненной ситуации человека. В основе этой ситуации кроется изначальная свобода.

Рокантан нашел, что мир повсюду предельно конкретен. Существование казалось столь определенно реальным и все же столь необязательным и необъяснимым (особенно существование самого Рокантана), что к горлу Рокантана подступала тошнота.

Со временем Рокантан понял, что тошноту вызывает по большей части его чувство свободы. Рокантан осознал, что тошнота, вызванная борьбой за то, чтобы совладать с существованием, всегда будет где-то поблизости. Даже обузданная, подавленная или на время забытая тошнота нахлынет вновь и потребует от него заново определить свое отношение к альтернативам, вставшим перед ним.

"Бытие и ничто" (1943)

В этой книге Сартр утверждает, что "человек есть бесполезная страсть". Фактически ни один из западных философов не заходил дальше, чем Сартр, который давал подчеркнуто положительный ответ на вопрос: "Свободен ли я в своих действиях?"

Исследуя существование человека, Сартр все больше заинтересовывался тем, что он называл "дорефлективным опытом". Такой опыт, объяснял он, предшествует мысли о том, что мы делаем, или ретроспективному взгляду на уже сделанное. Сартр подметил, что дорефлективный опыт - опыт чего-то. Он имеет содержание. Это "нечто", с которым мы сталкиваемся всегда, Сартр назвал "бытием-в-себе".

Сартр заключил, что о бытии-в-себе мы можем сказать лишь то, что оно существует и что оно отлично от "бытия-для-себя".

"Экзистенциализм - это гуманизм"

В работе Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли ему защищать родину от оккупантов иди остаться с матерью, для которой он - единственная опора. Сартр подчеркивает, что никакая писаная мораль не может дать здесь ответа. Молодой человек может обратиться к кому-нибудь за советом. Например, к священнику. Но ответ он получит в зависимости oт того, к какому священнику пойдет. Если он пойдет к тому священнику, что сражается в рядах Сопротивления, то получит один ответ, а если к священнику-коллаборационисту - то совсем другой. Так что практически, выбирая советчика, выбор он все равно делает сам.

Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и потому человек в его представлении не может опереться на божественную помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него прощение. Если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом, однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем добро, и при том - добро для всего человечества

Существование и сущность. "Существование, - провозглашал Сартр, - предшествует сущности". Это форма бытия, которая всегда стремится выйти за свои пределы, но никогда не исполняет свою задачу полностью.

То, чем будет человек, неопределенно до тех пор, пока это не решено сознанием. Мы суть то, чем мы становимся, куда в большей мере, нежели становимся тем, что мы суть. В этом смысле наше существование предшествует образованию нашей сущности.

Человеческое существование всегда протекает в конкретное время и в конкретном месте, а кроме того, оно еще более конкретизируется отношениями, в которые мы вступаем с другими людьми. Множество таких ситуаций исполнено боли и трагизма. Структура человеческой свободы сохраняется, так как мы не перестаем стремиться к тому, чтобы чем-то стать. Пусть нам не удается достичь того, что мы хотим, но, на взгляд Сартра, любое человеческое устремление в основе своей подразумевает провозглашаемую им свободу.

Неуспокоенность побуждает нас к тому, чтобы достичь полной самотождественности, при которой мы полностью постигнем себя. Чтобы исполнить эту задачу - человек должен был бы стать Богом ("бытием-в-себе-для-себя"), но в этом предприятии не дано преуспеть никому. Идея Бога противоречива, ибо сознание исключает самотождественность, а самотождественность исключает сознание. Сознание всегда простирается за самое себя.

Ответственность и дурная вера. Свобода идет рука об руку с сознанием, а наши будущие замыслы никогда не осуществляются вполне. В то же время свобода возлагает всю ответственность на нас самих. Сартр считал, что не преувеличивает, когда говорит, что мы выбираем свой мир и даже свое рождение. Сартр имел в виду, что до тех пор, пока мы предпочитаем жить, мы фактически избираем свое рождение.

Мы несем ответственность, говорил Сартр, за то, что делаем из мира. Такая ответственность внушает страх, и поэтому свобода может быть пугающей. Сартр называл это бегство "дурной верой". Мы вынуждены выбирать, что будет благом, а что - злом. Это означает, что мы можем и должны решить, что должно делать. Ответственность за такое употребление свободы лежит на нас и только на нас.

Жан-Поль Сартр широко высказывался по эстетическим вопросам. Его эстетические воззрения прошли два этапа:

Первый этап. Сартр высказывает мысль о том, что произведение искусства есть ирреальное. Образ предмета - результат смысловой активности субъекта, эмоции - магический мир. Поэтому художник создает лишь материальный аналог своего замысла, который время от времени посещается ирреальным - воображением зрителя. Эстетическое восприятие подобно сновидению, а возвращение к действительности связано с тошнотворным отвращением к реальному миру.

Второй этап. Сартром излагается ангажированная медаль литературного творчества, вовлеченность, ответственность художника, его сопричастность проблемам эпохи.

 

1.2 Религиозный экзистенциализм

 

1.2.1 Карл Ясперс (1883-1969)

Известный немецкий философ-экзистенциалист. После окончания медицинского факультета Гейдельбергского университета работал ассистентом психиатрической клиники. Степень доктора медицины получил в 1909 году, а в 1916 году становится профессором психологии вышеназванного университета. С 1921 года Ясперс профессор философии. С 1937 по 1945 год был отстранен от преподавательской деятельности, возобновить которую удалось лишь после разгрома нацизма. С 1947 года Ясперс преподает в Базельском университете.

Основные произведения. "Всеобщая психопатология" (1913), "Психология мировоззрений" (1919), "Философия" (1931-1932), "Об истине" (1947), "Истоки истории и ее цель" (1948), "Философская вера" (1948), "Куда движется ФРГ?" (1969), "Смысл и назначение истории" (1991), "Истоки истории и ее смысл", "Философская вера", "Духовная ситуация эпохи".

Ясперс проповедует необходимость философии нового типа - экзистенциальной философии, решает многие философские проблемы, главной из которых, в конце концов, оказывается человек и история как изначальное измерение человеческого бытия.

Ясперс выступает против всякого субстанциализма в понимании человека и истории. Он отказывается признать наличие в человеке некоторой неизменной природы. Он выступал и против понимания мировой истории как хаотического скопления случайных событий, настаивал на единстве всемирно-исторического процесса. Он утверждал, что задача философии истории решается в поисках этого единства, этого смысла, структуры мировой истории, а она может быть связана только с человечеством в целом.

Однако для Ясперса, постоянно подчеркивающего, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, мучительно трудным оказывается поиск основы этого единства. Основой этого единства, полагает Ясперс, может стать лишь "философская вера", черпающая свои истины из библейской религии.

Христианская трактовка истории неприемлема для философа-экзистенциалиста, поскольку для верующего христианина история обладает единством и гуманистическим содержанием благодаря явлению Христа, символизирующему слияние божественного и человеческого. Ясперс ратует за "библейскую религию", обозначая этим то общее, что находит в иудаизме, христианстве и исламе, представляющееся ему в виде проповеди единства человеческого рода, единой духовной связи. При этом философ особо подчеркивает, что речь идет не вообще о христианстве, а лишь о христианстве с "догматическим содержанием". Несмотря на то, считает он, что мировые религии не смогли предложить общей для всех веры, таковая все же имеется. Это - философская вера.

Осевое время, Ясперс называет временем одухотворенности, эпохой пробуждения духа, когда появляется человек такого типа, который сохранился и по сей день. Философия, приходя на смену мифологии не несет утраты смысла человеческого существования. Происходит это потому, что допускается существование бытия трансцендентного мысли.

Становление философии он рассматривает как единое духовное движение. "Философская вера", есть вера в "коммуникацию". Она невозможна без полной готовности к коммуникации, так как истину можно найти, установив связь между людьми, осуществив "подлинные отношения" или "экзистенциальную коммуникацию". Философская вера находится на границе между верой религиозной и научным знанием. Трансценденция же и есть тот предмет, по отношению к которому вера и знание совпадают.

В самом завершенном научном знании, считает Ясперс, достигается только незнание и в незнании осуществляется "трансцендирование с помощью специфических философских методов".

Предметом философской веры является такая реальность, наличие которой хотя и признается, однако признается и то, что о ней не может быть получено рациональное знание, а только знание в форме "осознанного незнания". Вне сферы ограниченных возможностей научного познания лежат ответы, как полагает Ясперс, на все "экзистенциальные вопросы". Бытие в целом, человек, а также "последние вопросы" - о мире, о душе. Боге, являясь недоступными науке, все же не являются неразрешимыми вообще. Их можно разрешить с помощью веры, ибо лишь вера постигает то, что лежит за пределами знания, и через отношение к трансценденции "может осуществить человек свое подлинное бытие".

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.