Своим побегом Сократ принес бы даже облегчение афинянам, чувствовавшим несправедливость своего приговора. Но философ считал, что свой долг, предписанный ему, как он считал, богом, он выполнил до конца. Дождавшись положенного часа, 70-летний Сократ спокойно осушил кубок с ядом.
36. По Сократу, добродетель есть знание.
37. Мудрость знания состоит в мудрости жизни.
38. Почему по мнению Сократа намеренное зло лучше, чем ненамеренное ?
Намеренное, сознательное зло лучше зла ненамеренного, слепого. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра.
39. Можно ли знать, что такое добро и не быть добродетельным, по Сократу, и почему?
Нельзя знать добро и не быть добродетельным. Если человек знает, что такое добродетель, но не является добродетельным, то это означает, что его знания не есть настоящие, подлинные знания.
40. Почему, по мнению Сократа, нельзя научить добродетели?
Потому и нельзя, что она есть знание! Это значит, что само знание является действительным знанием тогда, когда оно нравственно преобразует индивида, возвышает его бытийный статус - меняет не что-то в нем, а его самого.
41. В чем смысл и логика высказывания Сократа: «я знаю лишь то, что ничего не знаю»?
Знания есть тот канал, через который человек осуществляет контроль над своим выбором. Они обозначают зону автономного, свободного и ответственного поведения. Тот, кто желает действительно опровергнуть Сократа, должен доказать, что существуют какие-то другие основания, помимо знающего разума, который позволяет человеку действовать ответственно, самому управлять своим поведением.
Платон
42. Из какого социально-этического противоречия греческого полиса вырастает этическая концепция Платона?
"Люди большей частью... утверждают, будто многие, зная, что лучше всего, не хотят так поступать, хотя бы у них и была к тому возможность, а поступают иначе"
43. Что есть идея у Платона? Идея есть идеал.
44. Цель бытия, по Платону? Абсолют, который отождествляется с благом.
45. Причина зла в жизни человека, по мнению Платона, заключается в его Телесности и телесных страстях.
46. Мост, который открывает человеку путь в идеальный мир – разумная душа.
47. Что значит, по Платону, нравственное очищение личности ?
Познание-припоминание, то есть припоминая все совершенное, чему она была приобщена в мире идей, душа одновременно приходит в состояние необычайного возбуждения и страстно тянется к этому прекрасному миру, стремится вырваться из смертных оков.
48. По Платону, то к чему все стремятся и на чем все готовы успокоится, состояние, в котором каждый хотел бы пребывать всю жизнь есть благо.
49. Три основных добродетели по Платону, принадлежащие трем социальным слоям идеального государства и трем типам души:
Три класса граждан: Правители, воины и земледельцы (ремесленники). Им соответствуют три добродетели: первым – мудрость; вторым – правильное мнение чего следует бояться, а чего нет; третьим- рассудительность и умеренность.
50. По Платону, основная, самая важная добродетель, которая должна быть присуща всем типам души – справедливость.
51. Платон считал, что «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость.
52. При каких условиях и какие типы души , по мнению Платона, склонны к порочности?
У философов и воинов упраздняется также частная собственность (она допускается лишь в третьем сословии, которого Платон почти не удостаивает вниманием), ибо она разъединяет людей, разрушает государственное единство.
53. Почему, по мнению Платона, только мудрецы-философы могут быть правителями государства?
Это люди, богато одаренные от природы, с хорошей памятью, соразмерностью и тонкостью духовного склада, развившие прирожденные способности до высокой добродетели в условиях правильно организованного воспитания; они обладают уживчивым нравом и склонностью к справедливости, для них даже смерть не является чем-то ужасным; им свойственны любовь к истине и ненависть ко лжи; для них характерны страстное влечение к знаниям и способность к созерцанию, охватывающему все время и всякое благо; они постигают "и то, что вечно тождественно самому себе"
54. Верно ли утверждение, что, согласно Платону, человек становится нравственным существом лишь тогда, когда он переступает границы своего частного бытия, умеет взглянуть на себя в свете целого, наполнить свою индивидуальную жизнедеятельность общезначимым, общественным содержанием?
Да, это утверждение верно. Оно идёт как продолжение Сократовскому убеждению о том, что человек должен руководствоваться убеждениями, которые он по глубоком размышлении признает наилучшими.
Аристотель
55. За что Аристотель критиковал этику Сократа ?
В отличие от Сократа Аристотель считал, что никакая наука заранее не может сказать человеку, желающему прожить достойную жизнь, что ему делать в той или иной ситуации.
56. Что подразумевает Аристотель под этическими и дианоэтическими добродетелями?
Этические добродетели - это добродетели, относящиеся к характеру человека, его этосу в отличие от дианоэтических (мыслительных) добродетелей (добродетелей разума).
57. Верно ли утверждение, что этика как наука ценна только тем, что она изучает нравственность и показывает что это такое?
Нет, задача этики шире и глубже, она заключается в том, чтобы показать, как и откуда появляется добродетель.
58. Почему, по мнению Аристотеля, юноша не пригодный слушатель для этики?
Поскольку цель этики - стать лучше, то для людей неопытных в житейских делах, а также для людей невоздержанных, в частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы.
Тот, кто не умеет управлять своими страстями, склонностями, тот тем более не сможет управлять ими хорошо, правильно.
59. Наивысшая цель человеческого существования, «цель целей» - наивысшее благо.
60. Может ли счастье быть средством ?
Основной и отличительный признак счастья состоит в том, что оно никогда не может быть низведено до уровня средства по отношению к чему-либо. Нельзя сказать: "Я хочу быть счастливым, чтобы..."
61. Какие добродетели выделял Аристотель:
"одни добродетели мы называем мыслительными, а другие - нравственными; мудрость, сообразительность и рассудительность - это мыслительные добродетели, а щедрость и благоразумие - нравственные"
62. Добродетель какой специфики отсутствует в ряду добродетелей Аристотеля ? Этическая добродетель.
63. Являются ли, по мнению Аристотеля, добродетели качествами врожденными или требуют усилий воспитания?
"Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе". Они не от природы, ибо зависят от правильных суждений, и не помимо природы, ибо имеют своим предметом природные склонности.
64. От каких факторов зависит счастье человека, по мнению Аристотеля ?
Для счастья нужна как полнота добродетели, так и полнота жизни.
65. Каково строение человеческой души, по мнению Аристотеля?
a. Внеразумная часть, которая, в свою очередь, подразделяется на:
· растительную, совершенно непричастную к разуму, не имеющую "доли в человеческой добродетели" (она наиболее полно обнаруживается во время сна), и
· стремящуюся (гневливую, вожделеющую), причастную к добродетели, но лишь постольку, поскольку она повинуется разуму, может направляться правильными суждениями.
b. Второй подлинно человеческой частью души является разум. Она также бывает двоякой. "С одной стороны, она обладает им в собственном смысле слова и сама по себе, а с другой - это нечто, слушающееся суждения, как ребенок отца".
66. При каких условиях, по мнению Аристотеля, возникает добродетель?
Добродетель, пишет Аристотель, возникает тогда, когда верно направленный разум согласуется с движением чувств, а движение чувств согласно с разумом.
67. Что значит «золотая середина», по Аристотелю?
"Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает"
68. Что есть дружба, по Аристотелю?
Дружба (дружественность) выступает как сокровенный смысл справедливости, ее сверхзадача. "[Дружба - это] не только нечто необходимое. Но и нечто нравственно прекрасное" (EN, VIII, 1, 1155 а). Это сочетание необходимого, в силу чего дружба входит в состав внешних факторов счастья, и нравственно прекрасного, в силу чего дружба является результатом и выражением добронравия, составляет своеобразие дружбы, определяет ее совершенно особое, ничем не заменяемое место в системе этических институций полиса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5