Рефераты. Лекции по философии (Орел, 2003г.)

· материальное производство (труд), преобразование приро­ды, естественного бытия людей;

· социальные действия - преобразование общественного бы­тия, изменение существующих социальных отношений определенны­ми "массовыми силами" (революции, реформы, войны и т.п.);

· научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойст­ва объективного мира.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В час­тности, математические знания возникли из необходимости изме­рять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т.д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются не­посредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени по­знания от его начала и до его конца. Весь познавательный про­цесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными  теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определен­ные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика служит основой познания и в том смысле, что обе­спечивает его техническими средствами - приборами, оборудова­нием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

3. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовле­творения своих материальных и духовных потребностей, для соз­дания полноценной жизни людей.

4. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т.е. позволяет отделять истинные знания от заблуждений (об этом - ниже).

Открытие практической обусловленности человеческого позна­ния позволило выявить диалектику познавательного процесса. Ока­залось, что познание нельзя рассматривать как нечто готовое, застывшее, неизменное. Следует выяснять, как из незнания появ­ляется знание, как в ходе практики неполное, неточное знание трансформируется в более полное, точное, глубокое и совершен­ное.

Основные Формы познания и учение об истине.

Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого естествозна­ния".

Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера обыденного познания вклю­чает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убе­ждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид ак­тивно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают опре­деленные знания, вырабатывают навыки общения и т.п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человече­ства, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фанта­стическом отражении реальности, в бессознательно-художествен­ной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, ко­смосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.

В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно спе­циально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру лю­бого произведения искусства всегда в той или иной форме вклю­чаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.

К древним формам познания, генетически связанным с мифоло­гией, следует отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же отметим, что если для ре­лигиозного познания характерно соединение эмоционального отно­шения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность науч­ной и философской форм познания - рациональность, которая эмо­ции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.

ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональ­ные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундамен­тальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно­научные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИ­НА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоян­ный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Нап­ример, заблуждением в целом является "теоретическая астроло­гия", хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область ис­тинного знания, подтвержденная наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, напри­мер, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Среди пос­ледних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них - ниже).

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного ис­кажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим пе­редачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблужде­ние - характеристика знания, то ошибка - результат неправиль­ных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной  или диалектической) и фактические, обусловленные нез­нанием предмета, реального положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"),  либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - из­менение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углуб­ление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного)  подхода к действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПА­ДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достиже­ние истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обус­ловленность реальной действительностью, практикой и независи­мость содержания истинного знания от отдельных людей (как, на­пример, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъектив­на по форме: ее познают люди и выражают в определенных поняти­ях, законах, категориях и т.п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона нау­ки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постиже­ния объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характерис­тики объективной истины как процесса применяются категории аб­солютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и от­носительного (отражающей изменчивое, преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания челове­ком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, мо­ментов имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине)  понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действитель­ности в целом - гносеологический идеал, который никогда не бу­дет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смер­тны" и т.д. Это т.н. вечные истины, знания об отдельных сторо­нах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла­дывается из суммы относительных, но не путем механического сое­динения готовых истин, а в процессе творческого развития позна­ния на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его уг­лубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классичес­кая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность исти­ны заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.