Рефераты. Лекции по философии (Орел, 2003г.)

И все же, признавая всю значимость примера международного социализма, не надо его и преувеличивать. Капитализм развивался не путем плагиата социалистических ценностей, развиваемых где-то вне его социального пространства, а по собственной траектории, реализуя тот потенциал, те возможности, которые заложены именно в нем. В этой связи то обстоятельство, что общечеловеческие, со­циалистические ценности могут развиваться именно на этой базе. заставляет об очень многом задуматься.

Ну а что же социализм, как выдержал он первое испытание ис­торической реальностью? Следует сразу же сказать, что социальные противоречия, приведшие к социалистической революции, объе­ктивны, а сама революция закономерна. Требования трудящихся классов в социалистической революции справедливы, социалистиче­ские цели и идеалы, которые провозгласили лидеры социалистиче­ской революции, - уважение к людям труда, борьба против эксплу­атации, свобода народов, равенство наций, права человека и т.д. и т.п. - прогрессивны. Так что по своим импульсам, по своим це­лям процессы, вылившиеся в социалистическую революцию и социа­листическое строительство, вполне могли претендовать на лидер­ство в мировом прогрессе.

Но та модель социализма, которая претворилась в жизнь в XX в., как небо от земли, оказалась далекой от этих целей и иде­алов. Ликвидация эксплуататорских классов отнюдь не привела к социальному раскрепощению трудящихся. Свергнутые классы были за­менены партийно-административной элитой, которая в своем реаль­ном отношении к народу оказалась не менее, а более жестоким эк­сплуататором, чем буржуазия и помещики. Общественная собствен­ность, превратившись в государственную, привела на деле к колос­сальному отчуждению трудящихся от собственности, в зародыше уни­чтожив развитие любого экономического интереса.

государство диктатуры пролетариата, а затем общенародное государство оказалось равнодушным к реальным интересам людей, бо­лее того, их противником, автором и исполнителем репрессий, ана­логов которым история вообще не знает. Коммунистическая идеоло­гия на этом фоне стала самой разнузданной демагогией, идеологи­ческим средством манипуляции массами, средством их обмана.

Но, пожалуй, самый главный порок модели социализма XX в. -ее коренное неприятие человека, его интересов. Она ориентирова­лась на интересы классов, но, строго говоря, речь шла не о них. Разговоры о классовом интересе лишь прикрывали интересы самой тоталитарной системы.

Все это привело к тому, что реальная история социализма в XX в. стала историей парадоксов и противоречий: передовая идео­логия и цинизм политической практики, военная мощь и нищета на­рода, геополитические амбиции и внутренняя пустота, разговоры о человеке и его реальное бесправие и т.д. Все это накапливалось, обострялось и завершилось закономерным крахом.

Следует отметить, что при всех отступлениях, "откатах", ко­торые были прежде в истории и которые сопровождали историческое становление новых общественных форм, развала такого масштаба, такой интенсивности, такого тотального отрицания определенных форм жизни история еще не знала.

Что же сыграло роль главной пружины в этом развале социа­лизма? В контексте нашей лекции можно выделить два момента:

во-первых, это отказ от сути самой идеи социализма - безус­ловный приоритет человека в обществе во всех измерениях его бы­тия. Как раз человек, его интерес оказались самым мелким и не­существенным фактором в этом социализме;

во-вторых, реальный социализм XX в. заимствовал самые низ­менные черты прошлых обществ: эксплуатацию людей, политическое изуверство, лицемерие, демагогию и обман, обеспечение комфорт­ной жизни для избранной политической элиты и т.д. и т.п. Короче говоря, все те пороки, которые свойственны рабству, феодализму и капитализму в его начальных и диких формах, возродились в ис­тории социалистических стран.

Именно в силу названных причин социализм XX в. не выдержал испытания исторической реальностью и развалился под гнетом соб­ственных неустранимых противоречий.

Однако вернемся к основному вопросу: кому принадлежит XX в., по чьему сценарию развертывалась его история?

Сегодня представляется, что ставить вопрос просто об аль­тернативе "капитализм-социализм" недостаточно, поскольку эти понятия уже не вполне адекватны тем реалиям, которые они обычно обозначают. Поэтому и противопоставление их в качестве основной движущей силы XX в. в данном случае не годится. Здесь нужен иной категориально-понятийный строй мышления.

По мнению современных философов, основное течение истории XX в. определяет развитие цивилизации, той цивилизации, приори­тетом для которой является человек, которая включает в себя вы­сокий уровень его труда, созидания, развитие его потребностей и их удовлетворение, социальную гармонию, полноту политических прав, гарантию от экологических, атомных катастроф и, пожалуй, самое главное - свободу человека в ее экстенсивном и интенсивном проявлении.

В XX в. развитие капиталистического мира было более полным и адекватным выражению общечеловеческого содержания мировой ци­вилизации. Что же касается драматической судьбы мирового социа­лизма, то он в своей реальной практике отошел от ценностей ци­вилизации, а потому и потерпел историческое поражение. Лишь сей­час народы бывших социалистических стран с трудом ищут дорогу к этим ценностям.


Литература:

1.   Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1: Учебник. М., 1993. Главы VIII, IX и X.

2.   Введение в философию: Учебник для вузов. Ч. 2. М., 1989. Гл. XVIII и Заключение.

3.   Конспект лекций по курсу "Философия". М., 1991. Лекция 11.

4.   Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону,  1995. Гл. V. разд. 5.

5.   Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. М„ 1995. Гл. 9.

6.   Волчек Е. З. Философия: Учеб. пособие. Минск, 1995 главы 16, 17, 20, 22.

7.   Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской Философии. Ч. 1. СПб, 1994. Лекция 8. Разд. 2.

8.   Философия: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1995. Гл. XIV.


Тема XIX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1.   Гносеология как философская дисциплина. Ее база и цель.

2.   Основные формы познания и учение об истине.

3.   Состав, структура и динамика знания.

Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель.

Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бы­тие.

ЗНАНИЕ - объективная реальность, данная в сознании чело­века, который в своей деятельности отражает, идеально воспро­изводит объективно закономерные связи реального мира.

ПОЗНАНИЕ - обусловленный прежде всего общественно-истори­ческой практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это та­кое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его во­зможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, ис­следуются условия достоверного знания, критерии его истиннос­ти, формы и уровни и т.д.

Термин "гносеология" в современной литературе употребля­ется в двух основных значениях:

1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях по­знавательной деятельности человека, о "знании вообще", незави­симо от его форм и видов;

2) как философская концепция, предметом исследования кото­рой является научное познание в его специфических характерис­тиках.

Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология -учение о бытии и диалектика - учение о всеобщих законах разви­тия бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях)  и методологией. Поскольку субъектом познания являет­ся человек, постольку гносеология широко использует данные фи­лософской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносео­логия постепенно преобразуется в подлинное социально-гумани­тарное исследование.

При изучении личности познающего субъекта теория позна­ния опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют матема­тика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в сово­купности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и аб­солютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа мате­матического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический  позитивизм) - значит поступать односторонне и, следователь­но, ошибочно.

История познания показывает, что знания всегда обусловле­ны потребностями общества, прежде всего запросами материально­го производства и практики. Поэтому на каждом из этапов обще­ственного развития они впитывают в себя все то новое, что при­носит с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических представлений конца XX в. оп­ределяется особенностями информационного общества и, в частно­сти, опирается на данные т.н. "постнеклассической" науки.

Для этого этапа характерны: изменение объектов исследова­ния (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся "человеко-размерные"  системы), широкое распространение идей и ме­тодов синергетики - науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом поз­нания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая диалектизация и др.

Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых гносеология иссле­дует свой предмет, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в дан­ной познавательной ситуации. Это прежде всего философские ме­тоды - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией - систем­ный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы.

Это общелогические методы - анализ, синтез, индукция, де­дукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук (и научных дисциплин),  которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики.

Все названные и другие методы в гносеологических исследо­ваниях используются в тесном единстве и динамичном взаимодействии.

ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала це­нтральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действу­ют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенап­равленно воздействует на окружающую его действительность, пре­образует и в ходе этих изменений познает ее. Практика и поз­нание - две взаимосвязанные стороны единого исторического про­цесса. Это целостная система совокупной материальной деятель­ности человечества. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.