Несмотря на столь не достаточно оптимистичное положение дел в России относительно информатизации, стоит отметить и положительные стороны этой проблемы.
В последние два-три года Россия осознав предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества начинает двигаться по пути перехода к его построению. Этот процесс имеет так же и глобальный характер, т.к. вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество в дальнейшем неизбежно.
Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.
На сегодняшний день в России создано несколько организаций, занимающихся вопросами как информатизации в целом, так и отдельными отраслями, которые в процессе своего развития она порождает (например, сфера электронной коммерции).
В 1998 году был создан Институт развития информационного общества (ИРИО), представляющий собой независимую исследовательскую и сервисную организацию, созданной по инициативе профессионалов из различных областей, объединенных идеей развития информационного общества в России. Выделяя цели. Которые преследует данная организация стоит отметить две основные: формирование и развитие информационного общества в России и интеграция России в глобальное информационное общество.
Основными задачами Института являются следующие:
1. Создание условий для эффективного взаимодействия между субъектами информационного общества.
2. Создание условий для добросовестной конкуренции на коммуникационном и информационном рынке, а также для развития информационных ресурсов, технологий, инфраструктуры и услуг.
3. Содействие международному сотрудничеству в процессе формирования информационного общества.
4. Поддержка эффективных проектов, направленных на развитие информационного общества.
5. Разработка и экспертиза проектов законов и иных нормативных актов, целевых программ, инновационных и инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие информационного общества в России.
Экономика функционирует благодаря разнообразным сетям связей между людьми (транспортным, социальным, культурным и др.), которые позволяют им обмениваться информацией, координировать и согласовывать свою экономическую деятельность. Появление мировых сетей связи, и, в первую очередь, – глобальной сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения различных видов деятельности.
Появление мировых сетей связи, и, в первую очередь, – глобальной сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения экономической деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В связи с чем в любом государстве возникает необходимость создания соответствующих структур, на которые была бы возложена обязанность контроля за созданными «гибридными» сферами деятельности. В России эту нишу заняла Рабочая группа по электронной коммерции при Экспертно-координационном совете Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации. Данная организация занимается вопросами, связанными с развитием сферы интерактивного бизнеса и электронной коммерции в России.
Основными задачами Рабочей группы являются:
– разработка пакетов законодательных актов по вопросам электронной коммерции;
– создание необходимых правовых условий, обеспечивающих функциональную равнозначность юридических документов, представленных в электронной форме и юридических документов, оформленных на бумажном носителе;
– разработка типовых правил ведения электронного бизнеса в российском сегменте сети Интернет и др.
Данной группой было представлено не мало законопроектов относительно регулирования сфер электронной экономической деятельности, однако немногие из их получили дальнейшее развитие. Все это говорит о том, что в России пока еще институт электронного бизнеса находится на стадии зарождения.
Еще одним немаловажным звеном в процессе развития информатизации является создание единого электронного правительства для целей контроля за деятельностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках различных информационных сетей.
В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть следующим образом – как система управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Целью создания электронного правительства является эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.
Создание системы электронного правительства можно разделить на четыре стадии.
Первая стадия создания электронного правительства – это разработка информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и справочную информацию о данном государственном учреждении или административно-территориальном образовании.
На второй стадии создания электронного правительства информационный интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного взаимодействия между ними.
На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов, социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу лицензий и т. д.
Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе.
Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:
– координацию и администрирование взаимодействия между различными государственными структурами;
– организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами (получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т. д.);
– организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление государственной собственностью, разработка и реализация программ развития экономики и т. п.);
– выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных органов информации, включая информацию личного характера (например, порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступной благодаря использованию систем электронной цифровой подписи для идентификации пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию;
– создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;
– обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания гражданина;
– обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;
– преодоление информационного неравенства;
– обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу приняты) находится данный документ;
– расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;
– реформирование высокозатратных структур государственной власти;
– радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего общества.
Один из наиболее важных элементов концепции информационного общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, – прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с гражданином.
С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как один из вариантов решения проблемы – создание разветвлённой системы сайтов всех органов государственной власти.
Сегодня уже действует федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 – 2010 гг.». В рамках этой программы помимо электронизации взаимодействия правительства с гражданским обществом, решаются вопросы электронного обучения, электронной медицины, развития электронных технологий в целом по стране и т.д. Разработана и утверждена программа развития телекоммуникационного рынка в России. Тем не менее остались барьеры, которые необходимо преодолевать [22].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9