Рефераты. Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

3.           Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение информационно-комуникационных технологий в различные сферы жизни, причём не только в профессиональные, но и бытовые.

4.           Глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Ключевая тенденция – последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся всё более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. В информационном обществе экономические успехи всё больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной системы инноваций и налаженной системе непрерывного образования [22].

Несколько факторов обуславливают происходящие изменения:

–             окончательно оформившаяся где-то в середине 20 в. тесная связь науки и технических разработок, повлёкшая за собой резкий рост динамики производства и появление наукоёмких технологий.

–             глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда события территориально очень далёкие друг от друга, оказываются звеньями одной цепи, утрачивая свой, казалось бы, локальный характер.

–             колоссальное усложнение всей экономической, политической, военной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания, как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов.

–             развитие новых информационных и коммуникативных технологий, широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их серьёзной перестройке и появлению таких новых форм социальной и экономической деятельности, как электронная коммерция, телеработа, дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия. 

Существует целый ряд определений информационного общества, которые выдвигают на первый план те или иные реальные черты или тенденции общества. Так, например, очевидна тенденция увеличения доли занятых обработкой информации в структуре занятых в развитых странах. Именно поэтому одно из самых распространённых определений информационного общества такое: информационным называется общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов [23].

В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) и их возрастающее использование во всех сферах экономической и политической жизни. ИКТ сущностно изменили за последние годы то, как мы учимся, работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования. Всё это позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной революции и считать информационное общество обществом информационных технологий.

Перестройка мировой экономики, начавшаяся в середине 1970-х годов, привела к смене доминирующей формы организационной структуры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью организационных технологий была адаптация к резко возросшим темпам изменений в экономической, институциональной и технологической среде деятельности. Общее направление изменений – переход от вертикальных иерархических структур к гибким сетевым формам организации, причём сети стали формообразующей основой для структуры внутренней организации современной корпорации, так и для её взаимодействия с партнёрами (межфирменные сети, корпоративные стратегические альянсы и т.п.).          

Явления, которые мы сейчас наблюдаем, ряд социальных и экономических процессов, которые мы в совокупности называем развитием информационного общества или информационной революцией, это процессы, затрагивающие как изменение государственного устройства, изменение политической государственной коммуникации, так и жизненное пространство каждого человека в отдельности.

Аналогичные организационные изменения происходят в сфере услуг, административных органах и других областях деятельности. Развитие ИКТ стимулировало происходящие изменения, позволило выявить все преимущества новой формы социальной организации, хотя организационные изменения возникли и развивались первоначально независимо от технологического развития. Со своей стороны, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, и прежде всего Интернета, привело к тому, что всё больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха. Стремительно растут доходы от электронной коммерции. Указанные тенденции позволяют многим специалистам говорить об информационном обществе как о «сетевом обществе», а современную экономику определять как «сетевую». 

Созданная в мае 1995 году с целью анализа социальных аспектов информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически всех стран Европейского Союза, определила информационное общество как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой стороны – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации и развития собственной уникальной культуры [22]. Кроме того, это общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения.

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывает возможность связать буквально каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняшние знания и духовные ценности, а значит существенно раздвинуть границы применения достижений культуры, науки и техники.

Сегодня чётко обозначилась тесная связь между образованием, обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью становится развёртывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками системы повышения квалификации.

Ещё одна возможность, предоставляемая информационным обществом – качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые ИКТ делают широко доступной профилактическую информацию, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность «телемедицину», опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.

В информационном обществе обычным явлением становится «телеработа», которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением связываются надежды на решение таких острых проблем больших городов как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами.

Информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к  постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.

Для человека информационного века единство мира оказывается уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его повседневной жизни. «Сжимая пространство», информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей, существенно усложняет жизнь монополистам, недобросовестным работодателям и производителям.

Использование спутников, «живого» радио и телевидения для передачи информации оказывает массированное влияние на формирование общественного мнения по всему миру. Появление и совершенствование мультимедиа, видеоконференционной связи и искусственного интеллекта сильно расширяют возможности передачи информации, а значит, распространения знаний и обмена ими.

Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие «третичного» сектора экономики – оказания услуг – приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании ВВП. В целом ряде европейских стран более половины оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45% - на производство техники; в индустрии связи разрыв ещё более радикальный: 80% составляю телекоммуникационные услуги и только 20% - производство средств коммуникации [23].

        Время споров об информационном обществе миновало. Обобщая существующие подходы, можно сказать, что в настоящее время под информационным обществом понимается:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.