Рефераты. Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


 

 

 

Кафедра философии и отечественной истории




Р Е Ф Е Р А Т

по философии на тему:

«Информатизация как механизм социального управления

(философский аспект)»

 





Выполнил:                                           аспирант А.В. Юрасов

Рецензент:                                              док. филос. наук  А.М. Старостенко

 

 

 

ОРЕЛ  2004


СОДЕРЖАНИЕ:


                   

    Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие,   теоретические   основы,   взгляды   философов   на   проблему

    информатизации………………………………………………………………….5

2. Информационное  общество:  сущность,  тенденции,  проблемы  развития

    развития………………………………………………………………………….18

3. Современное   состояние   информатизации   в   России   и   перспективы

    её развития………………………………………………………………….…...33

    Заключение……………………………………………………………………...51

    Список использованных источников………………………………………….54



















ВВЕДЕНИЕ


Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как «информационное общество». В последние годы информация стала одним из важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации – информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом общества. Её производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития всех сфер жизни общества, и, прежде всего, его экономики. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

Возрастающая роль информации в жизни общества явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты различные теории, объясняющие её роль, место и значение в жизни общества, наиболее популярными из которых являются теории постиндустриального и информационного общества.

  Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества.

Концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении многих лет учеными философами, которые так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции – духовная либо материальная сфера. Все они рассматривали информационное общество с какой-то одной стороны – либо с экономической, либо с технической, либо с социальной или культурной точки зрения.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию.

Все эти вопросы сейчас достаточно актуальны и активно обсуждаются во многих средствах массовой информации, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий.

Таким образом, проблема информатизации и шире – информационного общества – является сегодня очень актуальной как в научно-теоретическом плане, так и в практическом.

Цель реферата – анализ информатизации как механизма социального управления. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1.           Дать понятие и характеристику основных теоретических подходов к проблеме информатизации.

2.           Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции развития информационного общества.

3.           Охарактеризовать современное состояние информатизации в России и перспективы её развития.

Структура работы. Работа объемом 57 страниц основной части состоит из введения, трех разделов, заключения, а так же списка использованных источников из 42 наименований.






1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему информатизации


В современных условиях информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к  постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам. Информация является важным ресурсом социально-экономического технологического и культурного развития, масштабы её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий.

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обобщается. Понятие информации является одним из ключевых в современной науке.

Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых толкований понятий информации и информационных технологий. Поэтому имеется много определений понятия информации, от наиболее общего философского – «информация есть реальное отражение мира» [9] до узкого, практического – «информация есть  все сведения, являющиеся объектами хранения» [18]. Приведём для сопоставления также некоторые другие определения и характеристики:

–             информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира (академик Г.Поспелов) [25];

–             информация – первоначально – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим             способом [16];

–             информация является одним из универсальных свойств материи [9].

–             под информацией следует понимать не сами предметы и процессы, а их отражение или отображение в виде чисел, формул, описаний, чертежей, символов, образов [8].

В общеупотребительном смысле слова под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.п., но, несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого определения информации пока ещё нет.

Самое простое, классическое, докибернетическое определение информации гласит, что информация это передача сообщения. По Н.Винеру информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему [6]. Заметим здесь момент отражения внешнего мира (гносеологический аспект) и адаптационный (приспособление к нему). Далее, информация – это уже коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределённость [10]. В данном определении акцентируется внимание на философско-психологической стороне (коммуникация и связь).

Имеются ещё и такие определения как: информация – передача разнообразия (Р. Эшби) [41]; информация – оригинальность, новизна, мера сложности структур (С. Моль) [20]; информация – вероятность выбора              (Т. Яглом) [42] и др.

Л.Г. Свитич отмечает, что «понятие информация… имеет множество значений», но в общефилософском и металингвистическом толковании «она понимается как совокупность непроявленых, потенциальных и развёрнутых, проявленных, реальных смыслов» [33] .

Такое разнообразие понятий существует потому, что в отечественной философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода, две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и функциональная.

Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а функциональный связывает информацию лишь с функционированием самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя подходами?  Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы (исходя из того, что материя может быть как живой, так и неживой) должны будем признать, что информация – признак, характерный не только для живой материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко рассматривает данное понятие и он мне ближе, поскольку информация, на мой взгляд, – универсальное свойство материи и источником информации может быть и неживая материя (естественно, речь не идёт о социальной информации).

Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения [36].

Думается, что данного определения всё-таки недостаточно в плане представления его в классической и постнеклассической методологии.

Понятие «информация» становится всё более многоаспектным, мнлогоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. При этом важно подчеркнуть, что информация и знания – самостоятельные, но неразделимые понятия. Информация первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Это понятие включает обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между различными объектами социального и животного мира (энциклопедическое определение).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.