Рефераты. Филосовская мысль в Башкортостане p>У башкирского народа создание эпоса (героических народных сказаний) продолжается на протяжении всей его истории. Эпические сказания  башкиры  создавали как в дописьменный период своей истории, так и в условиях существования письменной культуры.  Это связано с существованием традиции героического в народном сознании. Героическое как полное слияние человека и общества во имя блага общества, когда человек добровольно выбирает лишения во благо народа, было жизненно необходимой потребностью башкирского народа,  которого судьба поставила перед дилеммой: быть или не быть?

После того  как  Башкортостан попал в зависимость от Золотой Орды,  культура народа претерпевает существенные изменения. Среди башкир  появляются  люди,  получившие образование на мусульманском Востоке, некоторые из них остаются в мусульманских странах, становясь заметными представителями общественной жизни.

2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.

Философско-мировоззренческие взгляды ряда  народов  Урала  и Поволжья, в том числе и башкир, испытали значительное влияние арабо-мусульманской философской традиции, пришедшей в регион вместе с религией ислама.  Каковы особенности и основные направления данной философской традиции?  Говорить о некоторых общих чертах  культуры различных  народов,  принявших в свое время мусульманство,  можно в связи с тем, что особенности религиозных взглядов народа влияют на другие стороны его духовной культуры, а тесное общение с единоверными народами усиливает тенденции к культурному заимствованию. В итоге возникает межнациональный тип культуры,  включающий в себя и определенные традиции миропонимания,  философствования.  Поскольку ислам возник у арабского народа, исходный импульс философской мысли мусульманских народов исходил от арабских  (или  арабоязычных) мыслителей, хотя в дальнейшем в развитии данной философской традиции принимали участие представители разных народов (Ибн  Сина  и Аль Фараби - тюрки,  Сухраварди - перс, Хамза Фансури – индонезиец и т.д.).

Основные особенности исламского учения о мире,  повлиявшие на развитие философии. Согласно учению  ислама всемогущий Аллах сотворил мир из ничего и полностью управляет им. Бог неизмеримо превосходит все в мире и является разумной  духовной силой,  похожей на человека (поэтому в исламе нет изображений Бога, он неизобразим, и его нельзя описать словами).  Мир устроен иерархично, имеет несколько уровней, различающихся по степени совершенства (7 земель, 7 небес). Все вещи  и  существа также различаются по степени совершенства. Самым совершенным творением Аллаха является  человек (даже совершеннее ангелов).  Человек - малое подобие всей Вселенной, в нем заключены все силы и способности,  существующие в мире. Вселенная - "большой человек",  а человек - "малая Вселенная", микрокосмос. Человек - наместник (халифа) Аллаха в мире, мир создан для него, долг же человека  -  следовать божественному порядку ("ислам" значит покорность).  Божественное знание о мире и божественный закон  переданы людям в словах самого Аллаха, содержащихся в священной книге - Коране.  Коран передан богом пророку Мухаммеду через архангела Джабраиля.  До этого был еще целый ряд пророков (ислам следует иудейско-христианской традиции, признавая библейских пророков и Иисуса - Ису), но Мухаммед "печать пророков", последний и самый совершенный пророк, а Коран - самое полное божественное откровение.

Следует подчеркнуть,  что  в  Коране и в хадисах (рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда) не содержится указаний о соответствии исламу каких-либо философских учений.

Когда сформировалось первое мусульманское государство - Халифат,  в его составе оказались страны с давними философскими традициями,  что способствовало появлению философских идей в рамках мусульманской  культуры.  Эти  философские  идеи развивались по трем направлениями:  из рационалистически-логического комментария к Корану  и его осмысления и толкования - калам (Аль-Ашари (873-935); путем изучения и нового истолкования античной философии – фальсафа (первый  "философ  арабов"  - Аль Кинди (600-670 гг.),  Аль Фараби (870-950 гг.), Ибн Сина (980-1037 гг.), Ибн Рушд (1126-1198 гг.) и др.); путем философского осмысления мистических настроений и практики - суфизм (Аль Газали (1058-1111 гг.),  Ибн  Араби  (1165-1240 гг.), Ас-Сухраварди (1155-1191 гг.), Хамза Фансури (XVI в.).

Наиболее самобытным философским направлением в исламской культуре  является калам,  т.к. особенности этого учения наиболее тесно связаны именно с мусульманской религией. Исходя из представления о всемогуществе и вечной активности Бога,  философы калама считали, что все вещи в мире состоят из мельчайших частиц - атомов, а  время не течет непрерывно,  а тоже состоит из отдельных мгновений. При этом все, что происходит в каждой точке пространства  в каждый миг времени,  и сам этот миг времени постоянно и непосредственно создаются самим Богом,  который непрерывно  снова  и  снова творит мир.  Нет многих причин,  а у всего,  что происходит,  есть лишь одна абсолютная причина - Бог.  Когда человек  совершает  какой-либо  поступок,  он лишь "присваивает" себе божественное действие.  Последователи калама считали,  что если, например, мы пишем текст на бумаге,  то нельзя сказать, что наше желание писать вызывает движение руки, а рука движет ручкой, которая, в свою очередь, оставляет след на бумаге.  По их мнению,  и наше намерение, и след на бумаге - все это создает Бог,  причем по отдельности. По его же воле  эти  различные  события  связываются в данную последовательность.  Таким образом, калам создал учение об атомарном строении не только вещей, но и самого времени (миги-атомы времени), а также об абсолютной и единственной причине всего и о вечном обновлении мироздания.

Фалсафа (от греч.- философия) сыграла огромную роль в истории мировой культуры в целом.  Именно усилиями мусульманских философов были сохранены,  по-новому осмыслены  и  введены  в  средневековую культуру философские идеи Древнего Мира. Западная Европа познакомилась с наследием античности во многом через труды  арабо-мусульманских ученых, широко пользовалась их комментариями (если Аристотеля в средневековой Европе называли просто философ, без упоминания имени, то Ибн Рушд - Аверрозо звался просто Комментатор, как лучший знаток аристотельского учения). Но арабоязычная Фалсафа не была простым комментированием древних мыслителей. На базе античной философии (прежде всего учений Платона и неоплатоников, а также Аристотеля) было создано новое,  соответствующее новой эпохе философское учение.  При этом такие  воззрения ислама,  как громадное различие между Богом и человеком,  иерархичность строения мироздания и др., давали возможность ввести идеи античной философии в мусульманскую культуру.

Обобщенно суть воззрений Фалсафы можно изложить так.  Бог - это бесконечное, не имеющее человеческих чувств разумное духовное первоначало, перводвигатель, источник всего в мире.  Он - первый,  высший уровень бытия.  Из  его  активности возникают один за другим низшие уровни мироздания - от более совершенных к менее совершенным. При этом их возникновение нисколько не уменьшает полноты Первоначала - оно не убывает, порождая другие уровни бытия, как не убывает предмет, отражаясь во многих зеркалах, хотя и порождает свои отражения. При этом различается вечная и неизменная, совершенная небесная часть мироздания, подверженная  изменению и разрушению, несовершенная земная. Весь мир подчинен неизменным законам, и само  божественное Первоначало следует логике и разумному порядку вещей,  не допуская никаких чудес и своеволия. Человек устроен по подобию Вселенной, и разные уровни его существа соответствуют разным уровням мироздания (от телесных состояний до разумного духа). Бессмертие души возможно лишь через слияние разума мудреца с разумной силой, управляющей Вселенной, божественное же воскрешение, рай и ад не  признаются. Коран считался представителями фалсафы изложением истинного учения о мире, приспособленным для восприятия массами населения, не способными  к  философскому мышлению, а воспринимающими только яркие образы и прямые моральные увещевания и поучения.

Общество устроено  тоже  подобно  мирозданию или человеческой душе:  разные социальные группы соответствуют разным  уровням. В идеальном  обществе править должны мудрецы-философы, воплощающие разумное начало;  выполнять их решения - воины,  чиновники, представляющие  волевое  начало;  торговцы,  ремесленники,  земледельцы представляют телесно-чувственное начало и должны заниматься  своим делом на благо обществу в рамках законов, устанавливаемых правителями. Тогда общество будет совершенным, как человек, разум которого  контролирует  его волю и его телесные чувства и побуждения.  В других случаях общество будет в той или иной степени несовершенным (преувеличение роли воли ведет к тирании и т.д.).

Подобное учение о Боге как о  первоначале,  не  вмешивающемся затем в естественный ход развития мира, называется деизмом.

Фалсафа приобщила мусульманскую культуру к античной философской  традиции,  сделала  знакомство  с идеями Платона и Аристотеля частью общего образования, сохранила античное наследие и для Европы.

Оригинальные и глубокие философские  идеи  были  высказаны  в рамках такого направления исламской культуры,  как суфизм. Суфии - представители мистического течения  в  мусульманстве,  придававшие особое значение личному прямому контакту верующего с Богом. К этому контакту стремились как чисто практически, через аскетизм, специальные упражнения (подобие йоги), особые молитвы (зикр), даже танцы и пение,  так и через богословско-философские размышления, опиравшиеся  на  идеи  Корана,  на концепции древних философов (особенно Платона), на отдельные аспекты христианских, персидских, индийских учений.  Суфизм  с  его  идеей  о том,  что в вещах скрыт духовный смысл, причем его надо эмоционально ощутить, а не рационально понять,  с  учением  о вдохновении и интуиции как основных средствах познания истины, с особым вниманием к представлениям о божественной любви и красоте - оказал сильное и плодотворное воздействие на искусство, способствуя росту его эмоциональности и выразительности, идейной глубины.

Философские идеи суфизма развивали Ибн Араби,  Ас Сухраварди, Хамза Фансури и др. Важную роль в истории суфизма сыграл знаменитый богослов и философ Аль Газали, сблизивший суфийское учение с традиционным исламом  и обосновавший исламское "правоверие" "умеренных" суфийских учений. Дело в том, что крайние суфии, утверждая возможность духовного соединения человеческой души с Аллахом, доходили до заявлений,  воспринимавшихся традиционными  верующими  как недопустимые. Суфий Халладж публично заявил: "Я - есть истина",- т.е.:  "Я - есть Бог",- за что был казнен,  хотя он не обожествлял себя, а имел в виду то, что в каждом человеке проявляется Бог.

Суфийская философия  опиралась не только на образное осмысление Корана, на интуитивные прозрения, но и на глубоко диалектическую  философскую  мысль. В основе всего за "завесой" материальных вещей находится божественный дух, проявляющийся с разной степенью совершенства.  Бога  не  надо искать где-то за пределами мира,  он скрыт во всем и все есть Бог. Но, прежде всего, Бог находится в глубине  собственной  души человека.  Чтобы достичь единства с Богом, постигнуть его,  необходимо страстно любить Бога, стремиться к его совершенству, отбрасывая все личное, эгоистическое, земное. Познание Бога требует не рационального рассуждения, а экстаза (хал), духовного подъема, интуитивного чувства. Человек должен совершенствовать свой дух,  достигая все более  и  более  высоких  ступеней ("стоянок" макамов), пока достигнет высшего совершенства, потеряет свое Я и сольется с Богом. Традиционные жанры персидской поэзии о любви (соловей и роза,  мотылек и свеча и др.) связаны не только с любовью к Богу (любовь человеческая - подобие любви к богу).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.