Рефераты. Филосовская мысль в Башкортостане

Филосовская мысль в Башкортостане

Научно-исследовательский институт

проблем укрепления законности и правопорядка

при Генеральной прокуратуре РФ

Философская мысль в Башкортостане 

















Москва 2001


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие.

1. Философские идеи в башкирском фольклоре.

2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.

3. Философская и социологическая мысль в Башкортостана в XVIII-XX вв.

Заключение.

 

Список литературы

Предисловие.

Философия - это самая древняя  область  знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в  трех районах мира - в Китае, Индии и Греции.  Уже  это  свидетельствует  о  том, что рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями.

    Сам термин "философия" древнегреческого происхождения:  "фило" - люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием".  Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки.  Можно сказать,  что философия - это совокупность ключевых выводов из основного  содержания  культуры  определенной эпохи,  ее квинтэссенция.  В этом ее смысл и значение.  Философия выступает как  особый,  теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.    

Это объясняется прежде всего тем,  что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром,  проблема человека и мира,  места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия,  выступая в  качестве  теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому  философия  во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии,  необходимость изучения её для обретения  человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире,  а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества  перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня как  никогда  от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения.  Разумное отношение к миру,  к жизни предполагает овладение  философией,  приобретение того, что называют философской культурой.

     Выработка навыков разумного мышления,  овладение  философской культурой требуют серьезных усилий,  интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия,  открывает путь в сущность,  в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

  

1. Философские идеи в башкирском фольклоре.

Башкирский народ  до ХХ в.  не имел «профессионалов-философов», т.е. лиц, специально занимавшихся философией. Однако, философские идеи в башкирской культуре существовали с древнейших времен не вызывает сомнений.

Древнейшие философско-мировоззренческие идеи у башкир в своих истоках восходят к древнетюркской  эпохе,  когда  из  общетюркской племенной  общности  начинают  отпочковываться  предки современных тюркских народов. Известно, что древние тюрки создали на территории Евразии свои государственные образования - это Восточный,  Западный тюркский и Хазарский каганаты,  которые существовали в VI-X вв.  На  обломках этих государств в более поздний период возникали новые государственные образования тюрков: государство древних киргизов  (хакасов),  древнеуйгурский  каганат,  государство булгар и т.д.  В степях Евразии формировались племенные союзы, распадались, а  на  их  обломках создавались новые.  Известны большие племенные объединения (союзы) тюрков,  печенегов,  половцев и т.д. Некоторые племенные  союзы  были  весьма  близки  по своей организованности, единству и военной мощи к раннеклассовым государствам.  Нечто  подобное в IX-XII вв.  представляли собой и башкирские племена, первые сведения о которых известны с IX в.

     Первые письменные сведения о мировоззрении древних башкир содержатся в записях Ахмеда ибн-Фадлана - арабского путешественника, который в 921 г. посетил Волжскую Булгарию.  Ахмед ибн-Фадлан сообщает,  что башкиры поклоняются различным богам (это боги времен года, различных природных стихий, животных и т.д.), во главе которых стоит главный бог - бог неба Тенгри.  Однако не  все башкиры поклонялись Тенгри, среди них были и мусульмане, что означает, что в Х в. к башкирам начинает проникать ислам. Культ неба - Тенгри  зафиксирован  еще  всемирно-известными  орхоно-енисейскими надписями,  в нем нельзя не увидеть генетических корней  башкир  в древнетюркском мире. Эпический памятник "Урал-батыр" несет значительную  философско-мировоззренческую нагрузку. Прежде всего это связано с той особенностью произведения,  что оно возникло на основе древних мифов. А  сюжеты  мифического характера в поэме непосредственно связаны с антропоморфизацией (очеловечиванием) животных и предметов окружающего мира, а также с попыткой объяснить их происхождение.

В "Урал-батыре" уже проявляется стремление к позитивному преодолению тенгрианства, что нашло выражение в негативном отношении к человеческим жертвоприношениям в честь бога неба  -  Тенгри. Это  был тот период башкирской истории,  когда к башкирам начинает проникать ислам,  который отрицает человеческие  жертвоприношения. Поэтому в "Урал-батыре" отражена борьба двух тенденций в религиозном сознании башкир:  мусульманской и  тенгрианской.  Аналогичные  явления  в научной литературе получили название богоборчества.  В "Урал-батыре" фактически осуществился переход от тенгрианского многобожия (политеизма) к мусульманскому однобожию (монотеизму).

Эпическая поэма "Урал-батыр" представляет особую ценность и как источник по изучению истории общественного сознания башкир. Здесь содержатся сведения о воззрениях башкир, поставлена проблема первоосновы мира,  в качестве которой выступает  вода. Объяснение  возникновения  всего  из  воды  говорит о неосознанном стремлении древних людей вывести все из единого начала.  Это  были стихийные догадки о единстве мира.

Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозносит  равенство  и справедливость, т.е. в ней отражена переломная эпоха от доклассового к классовому обществу. Главная цель произведения нашла воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью,  олицетворяющей зло (несправедливость,  неравенство,  господство одних над другими и т.д.) и все противостоящее жизни. Таким образом, в "Урал-батыре" поставлена  гуманистическая  общечеловеческая  цель.

Постановка общечеловеческих целей есть не что иное,  как философская проблема,  ибо если перевести проблему общечеловеческого с человеческих  отношений на язык мировоззренческо-философского осмысления, то общечеловеческое есть всеобщее.  Именно поэтому  данное произведение  в  большей  мере,  чем другие произведения народного творчества башкирского народа является источником  изучения  мировоззрения древних башкир, раскрывающего истоки его менталитета,  определившего основные идеи нравственной культуры народа. Философский подход к действительности здесь находит выражение и в попытках выйти за пределы непосредственного бытия человека,  в попытке рассмотреть деяния человека во временном аспекте,  в историческом  срезе.

Вторым значительным  произведением башкирского народного эпоса,  в котором философские мотивы занимают значительное место, является "Акбузат". В нем так же, как и в "Урал-батыре", философско-мировоззренческое содержание связано с очеловечиванием окружающих  явлений.  Если  в "Урал-батыре" воспевается живая природа, все живое и утверждается место человека в природе, то в "Акбузате" объектом  внимания  в  гораздо большей мере выступают человеческие взаимоотношения.  В "Урал-батыре" силы зла воплощены в образах чудовищных животных и только один персонаж выступает на стороне злых сил.  В "Акбузате" же носителями зла являются хан, его вассалы, а носители добра - это батыры - народные заступники. В "Акбузате" налицо отражение имущественного  расслоения  людей,  нашедшего  выражение  в форме барымты.  Барымта одновременно выступала и как моральная,  и как правовая  норма  (вернее,  норма обычного права).

Философский смысл барымты  как  социальной  нормы  феодальной эпохи состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и племенные союзы, не имел единого государственного образования, которое  могло  бы  охватить общим масштабом поведение каждого и отдельного.  Это есть не что иное,  как недостаточное развитие  идеи подчинения отдельного (частного) всеобщему, выступающее выражением недостаточного общефилософского уровня  культуры.  При  достаточно высоком уровне общефилософского мышления (что так или иначе в первоначальном виде связано с осознанием необходимости примата всеобщего над частным) возникает право.

В башкирском народном эпосе  такие  подходы  уже  намечаются. Своей обращенностью к порядку,  к общему интересу, а значит, выражая известную высоту морального сознания и уровень правового (т.е. юридического)  мышления,  барымта  одновременно представляет собой некий стереотип философского мышления,  философской культуры,  ибо философское мышление, философская культура отражают меру выражения всеобщего.  В этом ракурсе могут быть рассмотрены все феномены духовной культуры. И барымта в этом отношении не является исключением.

Философское видение мира в башкирском народном эпосе проявляется не только в общемировоззренческом нравственно-эпическом,  политико-правовом аспектах, но и в эстетическом. Как и для эпических сказаний других народов мира,  для  башкирского  эпоса  характерно синкретическое единство моральных и эстетических оценок.

Изучение эстетики башкирского эпоса  должно  быть  нераздельно связано с обращением к проблеме специфики героического.  Ведь значительная часть эпического наследия башкир - это героические  сказания.  Героика  эпоса  проявляется в прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную справедливость, самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на земле. Ценой собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной водой природу,  хотя  мог  бы воспользоваться этой водой сам и стать бессмертным. Столь же прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра,  которые, прорубив скалы в горах, дали начало Уральским рекам.

Проблема героического в башкирских сказаниях в  свою  очередь перерастает в проблему трагического. Трагическое не имеет самодовлеющего характера,  оно преодолевается верой и надеждой  в  лучшее будущее. В этом смысле почти любое произведение башкирского героического эпоса является своеобразной  "оптимистической  трагедией": герой умирает, но содеянное им прекрасно и продолжает жить в памяти народной и служит людям, служит родной земле.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.