Рефераты. Философский взгляд на исторический процесс

Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. К тому же, «формационный подход не объясняет того, как при смене формаций институты государства и экономики, возникнув однажды, затем не исчезают бесследно в историческое небытие, а трансформируются и усложняются, в результате чего в каждой последующей формации содержатся элементы предыдущих. То есть экономики и государства всегда смешанные»169. Марксистская концепция исторического прогресса и его ступеней не исчерпывалась лишь теорией общественно-экономических формаций. При анализе исторических типов общества марксизм уделял внимание также цивилизационному развитию. Рассмотрение истории как одновариантного процесса перехода от одной формации к другой - представление, упускающее из виду множественность линий исторического развития. По мнению Н.Я. Данилевского, прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы двигаться в самых разных направлениях. В XX в. преодоление классически-механистического, линейного видения мира было связано с появлением вероятностного мышления, теории относительности, принципа многозначных зависимостей. В рамках преодоления линейного подхода находятся социально-философские концепции XX в. с различными критериями членения исторического процесса. П. Сорокин признавал всеобщую реальность, проявляющуюся в многообразных материально-духовных формах. Исторический процесс, в концеп ции Сорокина, есть циклическое колебание, смена суперсистем культуры, совокупность социальных систем и личностей в их взаимодействии. С переходом от одной системы к другой трансформируются все социальные структуры, ценности и нормы. В целом, формационный подход отражает логику исторического процесса, его сущностные черты, а цивилизационный - все многообразие форм проявления этих сущностных черт в отдельных, конкретных сообществах.

Цивилизация - совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникаций (включая и язык), социальных и политических институтов. Подобно формационному, цивилизационный подход подчеркивает историчность, сменяемость явлений. Вместе с тем в цивилизациях в большей степени наличествуют «сквозные» относительно стабильные структуры истории, вариативные воплощения которых присутствуют на всех фазах процесса: тип человека и тип культуры, образ жизни, крестьянское хозяйство, основанное на личном труде семьи, ремесленно-художественная деятельность индивидов, этнические образования, обладающие расширенными порядками перманентного воспроизводства, культурные ценности (истина - благо - красота и др.), выражающие эстафету поколений и времен и т.п. В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.


5 Некоторые особенности исторического развития


Общественное развитие есть эволюционно-революционный процесс. Революции и реформы представляют собой одновременно единство (реформы выступают как предпосылки революции) и противоположности (нельзя одно сводить к другому).

В обществе происходят разнообразные революции: в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре, социальные и т.д. В обобщенном виде, по мнению Джона Бернала (1901 - 1971), это есть цивилизационные революции. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев революцию политическую, переход власти и собственности от одного класса в руки другого. Революции на практике предшествует, как правило, революция в умах, в сознании, позволяющая осмыслить задачи, стоящие перед обществом.

Социальная революция - результат подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. В революции через глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие.

П. Гольбах заметил, что революции в политическом мире очищают воздух и разгоняют тучи, как грозы в физическом мире. Но революцией как грозным оружием следует пользоваться осторожно. Поэтому реформы, по мнению Гольбаха, предпочтительнее. В социальной революции помимо созидательных есть разрушительные моменты, что отмечали в своих трудах C.JI. Франк, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Революции и гражданские войны вели к определенному разрушению материальных и духовных ценностей, к жертвам, способствовали пробуждению низменных качеств человеческой натуры.

Современная ситуация в мире заставляет больше считаться с сосуществованием, координацией и взаимодополнением противоположностей. Возрастает значение эволюционных механизмов развития цивилизации, реформистских путей, не нуждающихся в акцентированном и силовом воздействии как снизу, так и сверху. Академик А.Д. Сахаров, при вручении ему Нобелевской премии 1975 г. отмечал: «...Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, включающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем...». В целом же развитие общества, как и любого явления, имеет непрерывно-прерывный, эволюционно-революционный характер. Революция — естественный результат предшествующих ей эволюционных изменений. Революции открывают период новых эволюционных изменений, качественно отличных от тех, которые происходили до революции. Революция и эволюция - формы развития общества, дополняющие и обусловливающие друг друга.

Понятие прогресса соотносимо с понятием регресса — направления изменений, для которого характерны снижение уровня организации, сужение поля возможностей, явления деградации. Ф. Ницше идею непрерывного прогресса трактовал как суеверие. С такой оценкой можно согласиться, если основываться на утверждении, что достижим апогей, предел истории.

Прогрессивное развитие общества в целом и различных сторон общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей, отдельных частей социума. Так, в индустриальном обществе, особенно на начальном его этапе, прогресс в развитии производительных сил достигался за счет повышения эксплуатации основной массы населения. Прогресс науки и техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к уничтожению природы и подрыву естественных основ существования общества, к созданию мощных разрушительных сил (вооружение). Усложнение рыночных механизмов на основе расширения сферы конкуренции ведет к росту производительности труда. В рынке человек становится экономически зрелым, но духовно, нравственно, эстетически беднее. Отчужденность человека от красоты и добра порождает носителя векторного мышления, которое функционирует в оппозиции: дал - взял; вложил - получил; т.е. законы природы и человеческого общежития переводятся на язык прибыли и экономического эффекта. Развитие цивилизации принесло с собой смягчение нравов, утверждение в сознании людей идеалов гуманизма. В то же время в XX в. произошли две самые кровопролитные мировые войны. Широко распространились наркомания, алкоголизм, преступность. Таким образом, динамизм общества как системы не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково, а в целом прогресс противоречив.

Общественный прогресс ныне трактуется не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности. Современное понимание прогресса основывается на представлении, что есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш, не считая этот мир окончательным.

Процесс общественного развития необратим. Необратимая в масштабе всемирной истории общая тенденция прогресса призвана воплотить в себе вековые идеалы человечества, становление гуманного, социально ориентированного и демократического общества.

Важнейшая черта общественного развития - ускорение. Чем ближе к нашему времени, тем пружина исторических событий и человеческих действий раскручивается со всевозрастающей интенсивностью и скоростью. Начиная с эпохи Возрождения, в Европе история приобретает невиданный динамизм. А за последние полстолетия под влиянием НТР ритмы социальных процессов еще более возросли. Конечно, рост того или иного конкретного процесса имеет свои пределы, что является необходимой предпосылкой для развития. Так, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Существует проблема пределов практической деятельности. Специалисты полагают, что на Земле нельзя производить энергии больше 10^14 ватт, ибо за этим порогом можно взорвать планету.

Сторонники концепции «пределов роста» аргументируют замедление социального процесса тем, что человек психически и умственно не способен освоить стремительно нарастающий поток новых знаний и приспособиться к нововведениям в обществе. Однако люди научились дополнять свою естественную память искусственной благодаря изобретению письменности, книгопечатания, компьютеров и видеозаписи.

Ускорение развития обеспечивается использованием методов глобального моделирования, современной вычислительной техники, государственного регулирования (наряду с саморегулированием) экономики. Ускорение должно сочетаться с качественными переменами. Качественные изменения могут сопровождаться замедлениями, например, с целью создания предпосылок для модернизации.



Список использованных источников


1. Философия: Учебное пособие / Вишневский М.И. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 480 с.

2. Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.

3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

5. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.