Рефераты. Философский взгляд на исторический процесс

В-третьих, эгалитарный прогресс, считал Леонтьев, приводит к потере человеческой индивидуальности, следовательно, к кризису культуры, основанной на своеобразии.

Циклический характер развития социальных систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали также A.JI. Чижевский, JI.H. Гумилев, Н.Д. Кондратьев и А. Тойнби. В частности, Кондратьев описал закономерности подъемов и спадов в экономике. По его мнению, пульсирующий характер социальной жизни выражает фундаментальное стремление общества к сохранению баланса между уровнем сложности социальных структур и существующей системой ценностей, которая регулирует индивидуальные и массовые действия людей.

Абсолютизация какого-либо одного направления в социальной жизни (история, идущая вспять; повторение одних и тех же форм бытия; лишь поступательный прогресс) приводила к одностороннему восприятию истории. Так, представление о цикле как о замкнутом круге (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Д. Вико, О. Шпенглер и др.) некорректно, ибо распадающиеся цивилизации и этносы оказывают сильное влияние на формирование новых цивилизаций и этносов. Например, древнегреческая цивилизация оказала огромное культурное воздействие на древнеримскую, а последняя - на западноевропейскую, византийская цивилизация воздействовала на восточнославянскую и т.п. Таким образом, исторический цикл оказывается незамкнутым, он предполагает поступательность общего культурного, технологического, политического и т.д. движения человечества в целом или отдельного этноса. Волюнтаристское понимание общественного прогресса абсолютизирует цели человека, отрывая их от объективных законов истории. Концепция прямолинейного прогресса преувеличивала автоматизм восходящего развития, не оценила роли повторяемости и случайности в развитии общества, отмежевалась от фактов социальных тупиков, застоя и социальных катастроф. Опыт продемонстрировал недостаточность и пагубность безальтернативного видения прогресса, сводящего его к какой-то единственной линии - экономике, технике, целям человека, эволюции или революции, конвергенции или дивергенции, свободному предпринимательству или коллективистскому обществу.

Помимо исторической обусловленности, восприятие направленности общественного развития зависит и от ду ховного климата эпохи. В античном обществе господствовала преимущественно идея круговорота. «...Античный чувственно-материальный космос...,- отмечал А.Ф. Лосев, - обязательно требовал идеи вечного возвращения... Подобное вечное круговращение хаоса и космоса было в античности не только понятно и убедительно, но и успокоительно и утешительно...» Мировоззрение античного человека, связанного с мифологией, антиисторично и фаталистично.

Мировоззрение средневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое место выдвигалось обретение духовных ценностей, личное спасение). Для культуры той эпохи характерна идея «преображения», т.е. стремления к коренному изменению внутреннего мира человека.

В Новое время мировоззрение человека становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость в установлении общества разума (Тюрго, Гельвеций, Кондорсе). Для XVIII в., когда в науке и философии утвердилась концепция плоского эволюционизма (Ла- марк, французские просветители), характерно одностороннее понимание прогресса как чистой поступательности.

В настоящее время формируется подход к изучению развития сложных систем, который исходит из волнообразного характера их эволюции. Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития, усложнение социальной системы, а с другой - наличие сменяющих друг друга волн изменений.

Циклически-волновой процесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых исход событий заранее не предрешен. Возникновение бифуркаций делает эволюцию социума нелинейной и непредсказуемой. Неопределенность (системный хаос) увеличивает количество степеней свободы поведения как отдельного человека, так и различных социальных групп. При этом хаос может оказаться прелюдией к новому развитию, к порождению более высоких форм порядка и организации.

В настоящее время наряду с традицией прогрессивного понимания истории сильны позиции сторонников соци ального круговорота (теории локальных цивилизаций), а также, в связи с обострением глобальных проблем, социальной деградации и даже конца цивилизации. Показателями деградации являются определенные тенденции; осуществляется эволюция от видимости свободной мировой конкуренции к прямому диктату крупных корпоративных структур в экономике, скрытое политическое и идеологическое манипулирование замещается формами более или менее открытого авторитаризма и тоталитаризма, господства «имперской идеологии», используется «право силы» и методы реколонизации в геополитике и т.п.

Настроения пессимизма и, соответственно, утраты смысла в истории питаются ныне также возможностью ядерного апокалипсиса, ростом бездуховности и преступности, падением жизненного уровня в ряде стран и т.п. Преодоление мировоззренческого пессимизма в понимании динамики социума и обретение смысла в истории возможно на пути выявления критериев общественного прогресса (при допущении, что линия прогресса является преобладающей).


3 Проблема критериев общественного прогресса


Социум представляет собой сложную систему, включающую большое количество элементов и процессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические его показатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостности общественной жизни. Принцип целостности раскрывает как динамический аспект социальной жизни, так и степень взаимосогласованности элементов социальной системы и, соответственно, уровень ее относительной стабильности. Назовем наиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерия общественного прогресса.

1. Многие философы (например, Гегель, экзистенциалисты) полагали, что мировая история - это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать.

Свобода достигается посредством познания и овладения необходимостью. Общество свободно, если оно овладевает законами общественного развития, преодолевает (в меру) господство природной и социальной стихий.

Свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Вместе с тем, свобода есть открытый путь не только вверх, но и вниз, ибо свобода воли может побудить человека как на добрые, так и на злые деяния. Следует также учитывать, что недопустимо противопоставлять друг другу власть и свободу. Ведь свобода возможна в условиях порядка, обеспечиваемого властью. Парадокс заключается в том, что для утверждения и защиты свободы индивида не обязательно его освобождение от всех форм принуждения, запрета и наказания.

Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия (железо и хлеб цивилизации), а постоянный источник развития видел в способности к совершенствованию человека164.

Исходя из диалектико-материалистического понимания истории, общеисторический критерий прогресса следует искать в «ядре» общественного бытия — в сфере производства материальных благ. В способе производства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственные отношения. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса, по мнению В.И. Ленина, является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Исторический процесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Производительные силы необходимо рассматривать: с точки зрения не только реального уровня, но и возможностей их развития; в единстве с социально-политическим состоянием общества. Отсюда вытекает актуальность демократизации общества, развития социальной справедливости в единстве с экономической эффективностью.

Непосредственным выражением развития производительных сил выступает рост производительности труда. (Производительность труда, подчеркивал Ленин, - главное условие победы нового строя.) Но важна производительность не всякого труда, а труда по производству полезной для человека, конкурентоспособной продукции.

Для социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) основой прогресса выступал принцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу как братья. Нравственность, полагал Ж. Ламетри, служит самосохранению общества, удерживает его от распада. Итак, один из критериев общественного прогресса ряд философов связывает с прогрессом нравственности.

Исчерпав возможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию «пределов роста», человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производства, т.е. перейти к развитию «богатства человеческой природы» как самоцели (К. Маркс). При таком подходе прогресс соотносится с ценностями человеческого бытия и обретает гуманистическую направленность. П.Л. Лавров в «Исторических письмах» утверждал, что развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом. 3. Фрейд прогресс общества видит прежде всего «в деле упорядочения человеческих отношений».

Совокупный субъект общественного прогресса с движением истории включает в себя все новые социальные силы. В результате постепенно освобождается масса людей от разнообразных внешних принуждений и все больше проявляются индивидуальные возможности и внутренняя свобода каждого человека. Исторический процесс бытия становится процессом самоопределения, самосотворения и самоосуществления человека, где он выступает как производительная, социальная, политическая и духовная сила общества. Тем самым преодолевается разорванность субъекта и объекта истории.

Продуктивным представляется подход, когда объективным критерием самосовершенствования общества выступает сопоставление результата с целью (идеалом). В статье «Основные проблемы теории прогресса» (1902) С.Н. Булгаков полагал, что если принять за критерий прогресса счастье будущих поколений, мы неизбежно приносим в жертву ему судьбы современного поколения и оправдываем исторический беспредел по отношению к прошлым поколениям. Итак, прогресс общества состоит в том, чтобы не только приближаться к намеченной цели, идеалу, к «светлому будущему», а чтобы также достойно жить в настоящем историческом времени. Это не умаляет значения идеала, призванного активизировать творческую энергию людей. Идеал никогда не может быть пол ностью реализован, но на каждой ступени прогресса осуществляется относительно. Между идеалом и реальностью постоянно самовоспроизводится антиномия, поскольку не может быть реальности статичной, раз и навсегда утвердившейся. Философия выступает не против идеалов, а против конструирования «конечных» целей истории, против признания какой-либо единственно правильной формы общества и отрицания многообразия форм социальной жизни. П.А. Сорокин, например, полагал, что не доказуема никакая единственная норма - будь то счастье, благополучие, развитие человека и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.