Борьба идеалов отнюдь не сводится к чисто мысленному столкновению неких субъективных образов, а предполагает социальное взаимодействие носителей идеалов в виде живых людей в вариантах непримиримости, компромисса, нейтральности и конвергенции (синтеза). Во взаимодействии идеалов появляется доминирующий, наиболее влиятельный идеал, накладывающий свой отпечаток на все общественное развитие. Результат формирования доминирующего идеала может быть неожиданным для носителей всех идеалов, поскольку он в общем случае определяется равнодействующей всех социальных сил. Интег- ративный (общезначимый) идеал может не соответствовать ни одному из конкретно выражаемых идеалов отдельных социальных сил.
6. Сейчас остро стоит вопрос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества к более высокому состоянию и стоит ли вообще это делать, если жертвы, принесенные на алтарь прогресса, не сопоставимы с ожидаемым результатом. Прогресс невозможен без учета экологического критерия. Философы и ученые осознали, что безграничная экспансия людей по отношению к природе губительна, что возможности существования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том, чтобы человечество овладело авторфными механизмами. Идея авторфного бытия человечества, т.е. способности трансформировать солнечную и космическую энергию во внутреннюю жизнь собственного организма человека, была обоснована в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В.И. Вернадского и других представителей русского космизма. Они доказывали необходимость объединения людей не на социально-политической основе, а на идеях экологического порядка. Природа системе антропокосмического мировоззрения не объект, который должен преобразовываться с помощью техники, а мир, в котором мы живем, противопоставление в этом мире техногенного естественному чревато экологическими катастрофами. Человек с позиций философии космизма не субъект, активно покоряющий природу, а популяция мыслящих существ, понимающих свое родство со всем живым на Земле и свою ответственность за ее уникальность и самоценность. Необходима гармония человека с человеком и человечества с природой.
7. Ф.В. Шеллинг основной критерий исторического прогресса (наряду с моралью, прогрессом разума, науки и техники) усматривал в постепенной реализации правового устройства, приближении к этой цели.
К показателям, позволяющим судить о состоянии общества, также относятся: средняя продолжительность жизни людей, доход на душу населения, уровень безработицы, удельный вес бедных граждан, стоимость образования, медицинского обслуживания, обеспеченность жильем, размер пенсий, пособий, наличие правовой защиты населения, состояние окружающей среды, осуществление государством социальной политики, качество населения (наличие позитивных устремлений, отсутствие ценностного вакуума, отрицательное отношение к наркотикам, алкоголизму, способность человека к саморазвитию, хороший уровень физиологического и социального здоровья) и т.п.
Прогресс общества возможен, если человечество будет осуществлять согласованные, дополняющие друг друга важнейшие функции: иммунную (самосохранение, борьба с непосредственными угрозами существованию), репродуктивную (воспроизводство необходимых и достойных условий существования) и инновационную (адаптация к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды существования, использование творческого потенциала людей для получения принципиально новых результатов в производстве, науке, политике и т.д.).
Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в «чистом» виде, а включает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком- то «стержне» - расширении сферы свободы, развитии производительных сил, сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Перечисленные, а также и другие критерии прогресса (смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способа производства, противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д.) не являются «сквозными» и обнаруживают относительность. Видимо, абсолютного критерия общественного прогресса нет. Исчерпав возможности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным.
4 Соотношение цивилизационного и формационного развития
Наличие этапов истории мыслителями отмечалось издавна (Гесиод, Платон, Аристотель, Лукреций Кар, Августин Блаженный, Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). Г. Гегель полагал, что историю делают реальные люди и вместе с тем в ней претворяется объективная логика.
К. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Этапы (стадии) смены качественных состояний общества Маркс обозначил понятием «общественно-экономическая формация». Формация - социально-философское понятие, отражающее в обобщенном виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном.
Формации отличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ, тем, что и как производится. Начиная с античности, философы давали названия различным стадиям развития общества: первобытной (Лукреций Кар), античной рабовладельческой и средневековой феодально-крепостнической (Сен-Симон), коммерческой или торгово-экономической (А. Тюрго, А. Смит и др.), олицетворявшей ранний капитализм. На основе обобщения опыта исторического развития К. Маркс выделил первобытную доклассовую («первичную»), антагонистическую («вторичную») и коммунистическую общественные формации. В отечественной литературе утвердилась 5-членная периодизация общества: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Первые названные четыре формации проявили себя реально в истории. В отношении возможного утверждения коммунизма имеются противоречивые причинные основания. В широком смысле слова коммунизм есть социальная организация масс людей, при определенных условиях живущих и решающих проблемы как единое целое, совместно. Возрастание роли глобалистики, экологических факторов создает основания для коммунизма. Противоположная тенденция к уникализации, индивидуализации, личной инициативе рождает иные возможности общественного развития. Названные пересекающиеся тенденции формируют основания для многообразия, альтернативности, неопределенности истории.
По мнению польского специалиста А. Шаффа, российского философа B.Л. Иноземцева, понятие «экономическая общественная формация» применимо только к вторичной формации, ибо только в ее рамках имеет место господство экономических отношений. Такая позиция близка к теории «стадий цивилизации» (Д. Белл и др.), где подчеркивается, что примат экономических факторов характерен лишь для индустриального, но не постиндустриального общества.
Важнейшим условием преодоления экономической эпохи, по мнению Иноземцева, является «осуществление необратимых изменений в характере человеческой деятельности, обусловливающих ее трансформацию из трудовой в творческую». Чертой творчества названа самодостаточность, отражающая то доминирование стимулов, которое проявляется, когда достигнут определенный уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей человека.
Приведенная точка зрения, на наш взгляд, вызывает некоторые возражения. Во-первых, основные жизненные потребности человека возвышаются и усложняются. То, что считалось достойным человека в некое время, может оказаться недостаточным в другое время и в других обстоятельствах жизни. Во-вторых, абсолютно творческая деятельность в принципе недостижима, так как постоянно происходят «переливы» «стандартной» и творческой деятельности друг в друга, а при осуществлении различных общественных преобразований творческие качества проявляются первоначально у меньшинства людей.
В концепции постэкономического развития подчеркивается, что ориентация исключительно на экономические приоритеты и рыночные ценности приходит в противоречие с информатизацией общества, индивидуальной свободой и демократией, моралью. Здесь на первый план выступает культурно-нравственное измерение истории. Действительно, сейчас сфера услуг (ориентация на воспроизводство человека) в развитых странах мира превышает уровень промышленного производства (например, в Германии она составляет 2/3 валового внутреннего продукта, в США - еще больше).
Если иметь в виду такую составляющую экономики, как собственность, то, во-первых, всюду в мире происходит размывание граней между ее различными формами. Во-вторых, развитие производства (как и других сфер жизни) во все возрастающей степени зависит от информации... Природа же информации такова, что владеть ею можно только корпоративно.
Вместе с тем, материальное производство все-таки лежит в основе культуры, а материальные условия воспроизводства и сохранения человеческой жизни остаются базисными. Но при этом уменьшается, конечно, «удельный вес» той части деятельности (соответственно и совокупного времени жизни), которую люди тратят на обеспечение поддержания материальных условий жизни.
Теории постэкономического развития противостоит концепция экономизма. Экономизм - состояние, когда все рассматривается через призму рентабельности, преобразовательно-потребительского отношения к миру, а экономика из системообразующего фактора превращается в систему в целом. При этом формируется тип человека дельца, функционера товарно-денежного производства.
Классическая марксистско-ленинская философия в структуру формации включает базис и надстройку. Понятие базиса как совокупности производственных отношений выражает их социальную функцию как экономическую основу общественной жизни. Экономический базис общества, полагал Маркс в «Капитале», определяется технико-технологическим базисом. Надстройка - совокупность общественных идей, идеологических отношений и закрепляющих их общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
В.И. Ленин писал, что когда буржуазия приходит к власти, то она не разрушает государственный аппарат, сложившийся в эпоху феодализма, а использует его как главный инструмент для укрепления своей власти. Пролетарское государство также использует элементы буржуазного базиса и буржуазной надстройки. Догматический тезис о том, что с преобразованием базиса исчезает и его надстройка, обслуживающая этот базис, устарел.
Переход от одного строя к другому связан с многоукладностью, т.е. ситуацией, в которой сосуществуют различные типы производственных отношений, представляющие собой либо пережитки прошлого, либо зародыши будущего. В России после революции 1917 г., по классификации В.И. Ленина, существовало пять экономических укладов: социалистический, государственно-капиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный и патриархальный. В настоящее время в СНГ вновь проявляется многоукладность.
Страницы: 1, 2, 3, 4