Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основываются по крайней мере на отношениях между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.
Философское миропонимание призвано не только познать основные "блоки" бытия, но и воссоздать их многообразные связи, их развитие. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения об универсальных связях и развитии. История и современность философии высветили два противоположных взгляда на развитие мира и соответственно два способа мышления:
Метафизика - предметы и явления рассматриваются вне взаимосвязей и развития: связь вещей и явлений либо вообще игнорируется, либо воспринимается односторонне, поверхностно, неглубоко. Движение и развитие явлений либо вообще не учитываются, либо понимаются упрощенно: как простое повторение прежнего; как чисто количественные изменения; без качественных преобразований; как результат воздействия лишь каких-то внешних сил.
Диалектика - рассматривает предметы и явления во взаимосвязи и развитии[5]: Все вещи и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Все они существуют: в постоянном движении и развитии; с количественными и качественными изменениями; с отмиранием старого и появлением нового; при сохранении всего ценного и жизнеспособного. Источником и движущей силой развития являются внутренние противоречия, присущие всем явлениям и процессам.
Первоначально под диалектикой понимали искусство спора, ведения дискуссии. В зрелом, теоретическом виде диалектика предстала в философии Гегеля. Именно он выявил и развил понятийный аппарат диалектики, разработал категории и сформулировал законы, определил ее принципы, а точнее принципиальные идеи универсальной связи, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание. Дальнейшее свое развитие диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии, получила в марксистской философии. Именно ей удалось соединить диалектику с материализмом. "Местом встречи" диалектики и материализма явилась история общества.
Основными принципами диалектики является принцип всеобщей связи, развития, детерминизма, историзма, системности и целостности. Рассмотрим основные:
Принцип развития. Если движение-это изменение вообще, т.е. любое изменение, то развитие - это особый вид изменения, отличающийся обязательными качественными преобразованиями, перестройками структур. Поступательное развитие к более высокой организации выражается понятием прогресс, изменения в противоположном направлении - регресс. Развитие есть сложное диалектическое взаимодействие прогресса и регресса. Так как в мире развивается все, то развитие всегда объективно, необратимо, включает в себя качественные изменения. Оно представляет собой неотъемлемое коренное свойство действительности. В диалектике это находит выражение в принципе развития. Этот принцип является центральным в диалектике, вокруг которого группируются все ее элементы, раскрывающие развитие. Поэтому диалектику можно назвать учением о развитии.
Принцип всеобщей связи. Развитие осуществляется посредством взаимосвязи явлений между собой. Естественная и социальная среда, в которой живут и действуют люди, многообразна. Но какими бы несхожими не были предметы и явления, все они органически связаны и взаимообусловлены. Все формы движения способны переходить одна в другую. Органическая и неорганическая природа, живое и неживое, несмотря на их существенное различие связаны единством химических компонентов и законов развития. Доказано, что частицы вещества при соответствующих условиях превращаются в фотоны - частицы поля, и наоборот. Способны взаимопревращаться и элементарные частицы. Общественная жизнь невозможна без активного взаимодействия с природой. Общество потому и существует, что между людьми и природой идет постоянный "обмен веществ". Производя материальные блага, люди воздействуют на природу, преобразуют ее и в этом процессе устанавливают связи между собой.
Всеобщая связь означает, что каждый, предмет, будучи системой определенных элементов, входит в состав иной, более сложной системы, а та в свою очередь является частью еще более сложной системы и т.д. Универсально взаимосвязанный в своих компонентах мировой процесс - это единое целое, диалектическая система взаимодействующих тел. Взаимодействие предметов, явлений выступает общей причиной их возникновения и развития.
Из принципа всеобщей связи вытекает принцип детерминизма[6] - означающий, что все процессы и явления детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин.
Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов.
Философский детерминизм (от лат. deter-minare - определять) - это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания[7].
Живое созерцание является начальной основой познания. Оно не дает сколько-нибудь важных обобщений. Чтобы понять общее, выделить существенное, мышление должно перейти на новый уровень - к рациональной форме познания. На этом уровне у людей формируются понятия. Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания, называются категориями.
Специфика социального детерминизма заключается в отличие социальных законов от законов природы[8].
Социальный детерминизм - парадигма, рассматривающая социальную реальность как совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместной деятельности.
Есть социальная связность человеческих деяний, познание которой не исчерпывается их единичным изучением или механическим суммированием. Существует нечто подобное социальному организму, и хотя это социальное тело не поддается восприятию органов наших непосредственных чувств и прячется от них как будто в четвертое измерение, но оно может быть нащупано и там научным инструментом, и неосязаемость этого социального тела сама по себе отнюдь не есть аргумент против его существования. Наука теперь уже привыкла иметь дело с невидимым и неосязаемым, хотя, вместе с тем, и вполне эмпирическим миром. Также и социальный организм вовсе не есть какая-то умопостигаемая, метаэмпирическая или метафизическая связь человечества, но имеет вполне эмпирическое, научно постигаемое бытие. Его изучение и составляет предмет социальной науки в ее разветвлениях. Социальная наука берет человеческую жизнь не в ее непосредственно-конкретной форме, как она суммируется из отдельных деяний, волевых и творческих актов отдельных индивидов, она совсем отвлекается от этих индивидов и их индивидуального бытия и исследует лишь то, что свойственно совокупности индивидов как целому. Все индивидуальное погашается, умирает еще за порогом социальной науки, и туда не доносятся отзвуки непосредственной жизни, оттуда, как из-под колпака, наперед выкачан воздух. Индивидуум существует там не как творец жизни и не как микрокосм, но только как социологический атом или клетка. Особый триумф социальной науки видели и видят, так сказать, в опытном доказательстве несвободы человеческой воли, ее механической детерминированности, уподобляющей человека всем остальным вещам внешнего мира. Представление о человеке как механическом автомате, приводимом в движение пружинами социальной и всякой иной закономерности по-видимому, находит наибольшую поддержку со стороны социальной науки.
Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии предстали как языческие, т.е. религии, ориентированные на отдельное замкнутое сообщество людей - религии "одного языка"[9]. Потеря древними религиями своего влияния и распространение христианства означали одновременно и возникновение новой философии, которая опирается на фундаментальные идеи Священного Писания.
Духовное бытие раскрывается как бытие ценностей. Они создают как бы "вертикаль" человеческого бытия. Эта вертикаль основывается прежде всего на вере. Но она предполагает еще одно качество души - любовь. Если античная любовь - любовь эротическая, то библейская предполагает самопожертвование, милосердие и сострадание. Для христианина любовь - прежде всего Бог, а человеческая любовь есть стремление следовать божественному примеру. Любовь есть бескорыстный дар, а не что0то мотивированное вознаграждением. Даже половая любовь, с христианской точки зрения, помимо эротического момента включает в себя самопожертвование, терпимость и доброту. Любовь к Богу обуславливает надежду как важнейший компонент человеческой жизни.
Надежда есть убеждение в том, что правильный образ жизни, строящийся на соблюдении божественных заповедей, принесет свои плоды, несмотря на весь грех, неизбежный в земной жизни. Надежде противоположны уныние и отчаяние. Главное средство от них - смирение, как фундаментальная добродетель христианина. Оно предполагает соединение надежды любовью к Богу и с божественной любовью к миру.
Все эти основы христианского богословия закладывались в период патристики (от лат. Pater - отец) I - VIII вв. н.э. Это особый тип размышления Отцов церкви, целью которых было разъяснение смысла христианских истин, Пояснения текста писания. Одной из центральных тем патристики становится философско-богословский смысл явления Христа, единство трех божественных ипостасей (тема троичности).
Одним из самых влиятельных представителей патристики был Аврелий Августин ("Блаженный") (354-430гг. н. э). Ключевой идеей Августина можно считать следующую: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу; душу - через Бога. Бог и душа - главные темы философии Августина. Но через посредство установления взаимосвязи души и Бога он решает и все другие философские вопросы, в том числе - вопрос о человеке.
Проблема человека интересует его не с точки зрения "человека вообще", а с точки зрения "человеческого "я" - конкретной личности. Движение в глубь собственного "я" мыслится Августином как движение к Богу. Таким образом. Чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышления над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное - таков основной путь самопознания. При этом должен соблюдаться принцип абсолютной искренности. Огромное внимание уделил Августин природе зла и свободе воли, сути истины. Он считал, что "без веры нет знания, нет истины", а "смысл истории в нравственном прогрессе".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5