Рефераты. Философская общественно-политическая мысль в Украине в XVI-XIX веках

Но есть еще и другой аспект проблемы, то, что называется подтекстовой философией Сковороды. Любовь и вера дает возможность человеку выйти за пределы своего тленного обычного "Я". Категории любви и веры несут в себе глубокое познавательное содержание, питают душу человека, наполняют ее творческой энергией, подталкивают ее на путь действительного счастья.

На почве объединения категориальных сущностей любви и веры в познании человеком самим себя складывается категория "счастья". Счастье содержится в нас самих, постигая себя, мы находим духовный мир, покой. Счастье легко достигается, если человек шел путем любви и веры. Его достижение зависит только от самого человека, ее сердца. Все люди созданы для счастья, но не все получают его, считает мыслитель. Те, кто удовлетворился богатством, почестями, властью и другими внешними атрибутами земного существования, делают огромную ошибку, утверждая, что они достигли счастья. Они получают не счастье, а его привидение, образ, который в конечном счете превращается в прах.

В рассуждениях о счастье Г. Сковороди есть еще и такой важный аспект. Человеческое счастье воплощается не только в духовных исканиях, не только в сердечной радости, но и в труде, в воплощении родства труда. Сковорода указывает, что способности дают человеку Бог, что царство Божье внутри человека. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек должен избрать себе занятие не только не вредное для общества, но и такое, которое приносит ей внутреннее удовольствие и душевный покой. Все занятия добрые лишь тогда, когда выполняются в соответствии с внутренней склонностью.

Процесс этой очистки определяется самопознанием и Богопознанием, единством этих процессов. Процесс самопознания, по мнению Сковороды, триступенчатый. Первая степень - это познание себя как самосущего, как самособственного бытия. Это своеобразная самоидентификация личности. Вторая степень - это познание себя как общественного существа. Третья степень - это познание себя как бытие, что созданное и протекает по образу и подобию Божию. Этот этап познания наиболее ответственный так как он предоставляет человеку понимание общего в соотношении со всем человеческим бытием.

Преодолев в себе рабское сознание, утверждает Сковорода, поднявшись над землей свои мысли, человек перевоплощается. Философ предусмотрел открытие человеком в себе глубинных внутренних духовных источников, которые дают возможность человеку стать чище, лучшей, переориентироваться из исключительно земного существования на духовное совершенствование и изменить свое собственную земную жизнь в соответствии с духовной.

Своим творчеством и жизнью Г. Сковорода продемонстрировал возможность осуществления глубинных превращений.

Философия Г.С. Сковороды является прекрасным примером существования философии, украинского духа как динамической, способной к развитию и постоянного совершенствования оригинальной системы взглядов, идеалов, веры, надежд, любви, чести, совести, достоинства и порядочности; она является своеобразным поиском и определением украинским народом своего места в общественно-историческом процессе, призывом к гуманизму и "сродной" человеческой природе действия.

Выдающимся философом, современником Г. Сковороди был Я.П. Козельский (около 1728 - 1794). Свой основной труд - "Философские предложения" Я.П. Козельский создал в 1768 г. Он продолжал философию, влияние которой испытал М.В. Ломоносов, обучаясь в Киево-Могилянский академии в 1734 р. Козельский был противником схоластики, теологии, выступал с критикой вольфианской метафизики. В теории познания Я. Козельський выходил с сенсуалистичной позиции. Философию рассматривал как особенную отрасль науки, которая охватывает "одни только генеральные познания о вещах и делах человечества", как определяющую роль социальной среды в формировании морали человека. Он указывал, что просветительство и моральное совершенствование народа могут быть только результатом (а не предпосылкой, как считали выдающиеся представители французской философии XVIII ст.) освобождения народа от социального притеснения, "облегчение его трудностей".

Я. Козельський критиковал принципы христианской морали. Он был убежденным противником какого-нибудь самодержавия, содержания дармоедов, которые живут за счет "чужого пота", подавляя "общественно-полезных людей". Его идеалом было общество, в котором нет ни роскоши, ни бедности, а частная собственность ограничена личным трудом и заслугами перед соотечественниками; это общество основано на обязательном для всех общественном полезном труде, на взаимопомощи и уважении достоинства человека; труд в этом обществе - обязанность человека.

После Г. Сковороди впервые с новой силой зазвучала философия украинского духа в творчества Большого Украинца, Гения и Пророка Т.Г. Шевченко (1814-1861) [4].

Эта философия глубоко индивидуальна, личная и, вместе с тем, формировалась на национальной идее украинского народа, его ментальности. В этой философии - отображена искренней и беззащитной в открытости душа мыслителя, развитие воспроизведенного ума, интеллекта, которая прослеживает жизнь человеческую во всеобъемности: и в конкретной доле, и в исторической судьбе целых народов. Философия поэтому и является мудростью, что она способна творить мировоззренческое чудо: личный, внутренне-художественный мир Тараса Шевченко, переплавленный в литье философских обобщений, встал в таких образах, в которых сам народ узнавал свою душу, прочитал свою историю, заглянул в свое будущее.

Философия Т. Шевченко вырастает в первую очередь с конкретного отношения к любви, надежды и веры.

Именно с любви к Украине возникает шевченковская философия пробуждения человеческого достоинства, печали-сожаления изуродованной жизни, силы протеста и бунтарства. Любимый герой Шевченковских поэзий и картин - образ народный, повстанец-гайдамак, казак-запорожец, который выступает защитником родного края, носителем народной правды и чести. Гнев мыслителя направлен прежде всего против разных притеснителей, пришлых и доморощенных.

Философский подвиг Т. Шевченко, вся взрывная сила его творчества заключается в том, что он сумел среди мертвой тишины, которая безропотно молчала духотой страха, ненависти, подозрения, общей цепенелости, посеять надежду.

Шевченковское творчество пронизано верой в непобедимость народа, верой в то, что человек никогда не смирится с унижением, рабство никогда не признает нормой существования.

Философия Шевченко богата эмоциональным воодушевлением образов, широтой и деятельностью ассоциативного мышления. В ней сквозь человеческую боль, сквозь индивидуальное, неоднократно проступает общечеловеческое: библейская даль истории здесь мудрено перекликается с настоящим, опыт прошлого - с современной жизнью и стремлением народов мира. В этом понимании философия Т. Шевченко неисчерпаема.

Огромной ценности вклад в развитие украинской философии второй половины XIX - начала XX ст. сделали Г. П Драгоманов (1841-1895), И.Я. Франка (1856-1916) и Леся Украинка (1871-1913).

Оригинальность философии Леси Украинки заключается в первую очередь в воспевании лиризма украинской души и драмы ее реализации. Основываясь на Библии, философских идеях Г. Сковороди и Т. Шевченко, Леся Украинка строит философию поиска синтеза вечных проблем и современных вопросов. Писательница призывала украинскую общественность возбудиться от инертности, рисуя в поразительных образах ужасные картины поражения, которые являются следствием безразличия к голосу правды.


2. Практический способ человеческого бытия в природном и социальном мире


Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория "бытия". В этой категории формируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется.

Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.


3. Бытие человека


Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется законам существования и развития. Реально существующий отдельный человек, прежде, всего это мыслящая и чувственная вещь (тело). Это первое измерение человеческого, существования. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая в данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение бытия человека. Человек существует как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все три измерения человеческого существования взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.

Среди форм бытия выделим прежде всего его предметно-практическую деятельность. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения собственных потребностей. Здесь он - мыслящая вещь среди других вещей, что особенно отмечали материалисты прошлого.


4. Структура практической деятельности


В отличие от животного мира, человек процесс труда завершает получением определенного результата, который уже в начале процесса труда имелся у человека в идеальной форме - в форме интереса, замысла, проекта.

Труд человека можно рассматривать с двух сторон: во-первых, это процесс объективный, поскольку мы рассматриваем изменения, которые испытывает предмет как объект труда, во - вторых, субъективный, поскольку труд это деятельность субъекта. Поэтому труд одновременно представляет нечто объективное и субъективное.

Человеческая деятельность включает в себя три подсистемы: замысел, реализацию и результат. Цель, план и ценность входят в замысел. Цель отвечает на вопрос: Что надо сделать? (построить дом). План - на вопрос: Как это сделать? Казалось, к чему ценность? Дело в том, что реализация одних и тех же целей и планов может иметь совершенно различные жизненные смыслы, а значит ценностное значение. Ценность аккумулирует в себе общую направленность потребностей и интересов.

Именно потребность побуждает человека к действию. Потребность - это напряжение души и тела человека, т.к обыденное определение потребности как нужды человека в чем-то мало что объясняет различают потребности по происхождению: врожденные и приобретенные;

по содержанию: материальные и. духовные. Первые часто преувеличены. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

По значению: разумные и неразумные.

Интерес - это ситуация, в которой люди удовлетворяют или не удовлетворяют свои потребности.

Он приходит во врем напряженного труда, как аппетит во время еды. Люди не всегда осознают свои интересы и действуют интуитивно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.