Закон
и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
Детерминизм
— это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого
представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с
одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом
его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального
характера развития.
Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и
является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее
учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее
существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи
Д.
противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания
причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.
ВОЛЮНТАРИЗМ (от латинского voluntas - воля),
1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа
бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса
Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.
Шопенгауэра. 2) Деятельность, характеризующаяся произвольными решениями
осуществляющих ее лиц.
Фатализм (от лат. fatum - рок, судьба) -
вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека,
в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.
Считается,
что философия рассматривает наиболее всеобщие законы и закономерности
бытия. Что справедливо и не справедливо одновременно. Философия
действительно занимается постижением чего-то более "широкого. Благодаря
науке, которая в своих законах и принципах закрепляет всю
общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования наших
мыслей не прибегаем всякий раз к их практической проверке, а обосновываем их
теоретически, путем сопоставления с установленными уже ранее закономерностями.
Таким образом, достаточным основанием какой либо мысли может быть любая
другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает
истинность другой мысли. Закон достаточного основания имеет важное
теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях,
обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает
отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Требование закона
достаточного основания сводиться к тому, что всякое суждение, прежде чем быть
принятым за истину, должно быть обоснованно.
Человек - живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе
общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень
развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью
определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется
мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого
себя.
Индивид - употребляется для обозначения
всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного
представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт
неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
Личность. Понятие
«личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям
качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой
исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое
отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом
жизнедеятельности.
|
Глобальные
проблемы, причины их возникновения и основные признаки.
Сам термин "глобальные проблемы" вошел в
международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от
латинского "глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальные
проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до
экологической катастрофы, от растущего раскола мира на "богатые" и
"бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и
необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном
творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем
- глобалистика. В мире, например, ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ,
посвященных анализу только экологической проблемы. Глобальные проблемы
привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько
плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и
эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы
общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия. С целью полного
анализа темы прежде всего рассмотрим содержание понятия "глобальные
проблемы". По различным подсчетам сейчас выделяют до трех
десятков глобальные проблем различных типов. Поэтому речь
должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе
таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах,
объединяющих столь разнородные проблемы под понятием "глобальные".
Среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы было
распространено мнение, что необходимое и достаточное условие признания проблемы
"глобальной" состоит в порождаемой ею угрозе для человека и
человечества в целом. Другие в качестве главного критерия глобальности
принимали географические масштабы распространения проблемы. Узость
данного подхода была преодолена в монографических изданиях, увидевших свет на
протяжении 80-х годов двадцатого столетия. В них определено, что глобальными
являются проблемы, которые:
· по своей сути, затрагивают интересы всего человечества;
· приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы
Земли;
· создают реальную угрозу для будущего человечества;
· требуют для своего решения международного сотрудничества в самом
широком масштабе.
Эти критерии имеют важное значение для классификации глобальных
проблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно
количественный, а не качественный характер. Из них не совсем ясно, в чем
причина возникновения глобальных проблем, их классовое
содержание, отличие от социальных проблем, которые также встают перед
человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации,
угнетения и др.). Между тем термин "глобальный" имеет три
значения:
· повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех
стран и народов;
· значительный, масштабный;
· общий, всеобъемлющий.
|
Истина
и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины.
Истина, верное отражение объективной
действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она
существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности.
Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в
действительности. - Ред.) - разделенным и соединенное -
соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л., 1934).
Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон,
Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И.
Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).
Понятие
истины
Сам
факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины
требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен
некоторый результат познания или ложен. Иными словами - что является
критерием истины?
Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт
и Спиноза считали таким критерием ясность.
Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но
критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться
и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.
Другой критерий - истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход
кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по
большинству голосов, прибегая к голо-
сованию?
И тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в
данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться
большинством голосов. Стоит опять - таким вспомнить, как в 1948 году Лысенко
и его соратники забаллотировали на сессии ВАСХНИЛ генетику, объявив ее
лженаукой. Генетиков обвиняли в шарлатанстве, хотя на деле шарлатанами
оказались Т.Д. Лысенко, его ближайший соратник Презент и компания.
К слову сказать, этот критерий был предложен субъективным идеалистом Беркли,
а позднее поддержан Богдановым, утверждавшим, что истина есть социально
организованная форма опыта, т.е. опыт, признаваемый большинством.
Наконец, еще один, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе
истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное
заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном
подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему,
может считаться истиной.
Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной
основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.
Так каков же в действительности критерий истины? Ответ на этот вопрос дал К.
Маркс в своих "Тезисах о Фейербахе": "...Обладает ли
человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а
практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления,
изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос". (Маркс К.
Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.3. С. 1-2.).
Но почему практика может выступать в роли критерия истины?
Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем
знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно
соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает
достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности,
так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.
Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом
подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений
по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики
тысячи раз проверялись на практике.
Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как
иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в
силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на
протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с
развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость
практики как критерия истины является своеобразным противоядием против
догматизма и окостенения мысли.
|
|