| 
   Закон
  и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм. 
   Детерминизм
  — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого
  представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с
  одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом
  его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального
  характера развития.  
   Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и
  является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее
  учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее
  существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи  
  Д.
  противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания
  причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.  
  ВОЛЮНТАРИЗМ (от латинского voluntas - воля),
  1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа
  бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса
  Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.
  Шопенгауэра. 2) Деятельность, характеризующаяся произвольными решениями
  осуществляющих ее лиц.  
  Фатализм (от лат. fatum - рок, судьба) -
  вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека,
  в божественную и иную предопределенность всех событий в мире. 
  Считается,
  что философия рассматривает наиболее всеобщие законы и закономерности
  бытия. Что справедливо и не справедливо одновременно. Философия
  действительно занимается постижением чего-то более "широкого. Благодаря
  науке, которая в своих законах и принципах закрепляет всю
  общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования наших
  мыслей не прибегаем всякий раз к их практической проверке, а обосновываем их
  теоретически, путем сопоставления с установленными уже ранее закономерностями.
  Таким образом, достаточным основанием какой либо мысли может быть любая
  другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает
  истинность другой мысли. Закон достаточного основания имеет важное
  теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях,
  обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает
  отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Требование закона
  достаточного основания сводиться к тому, что всякое суждение, прежде чем быть
  принятым за истину, должно быть обоснованно. 
  Человек -  живое существо, обладающее даром
  мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе
  общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень
  развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью
  определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется
  мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого
  себя. 
  Индивид - употребляется для обозначения
  всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного
  представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт
  неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.  
  Личность. Понятие
  «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям 
  качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой
  исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое
  отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом
  жизнедеятельности. 
   
   
   
   | 
  
   Глобальные
  проблемы, причины их возникновения и основные признаки. 
  Сам термин "глобальные проблемы" вошел в
  международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от
  латинского "глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальные
  проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до
  экологической катастрофы, от растущего раскола мира на "богатые" и
  "бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и
  необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном
  творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем
  - глобалистика. В мире, например, ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ,
  посвященных анализу только экологической проблемы. Глобальные проблемы
  привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько
  плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и
  эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы
  общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия. С целью полного
  анализа темы прежде всего рассмотрим содержание понятия "глобальные
  проблемы". По различным подсчетам сейчас выделяют до трех
  десятков глобальные проблем различных типов. Поэтому речь
  должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе
  таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах,
  объединяющих столь разнородные проблемы под понятием "глобальные".
  Среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы было
  распространено мнение, что необходимое и достаточное условие признания проблемы
  "глобальной" состоит в порождаемой ею угрозе для человека и
  человечества в целом. Другие в качестве главного критерия глобальности
  принимали географические масштабы распространения проблемы. Узость
  данного подхода была преодолена в монографических изданиях, увидевших свет на
  протяжении 80-х годов двадцатого столетия. В них определено, что глобальными
  являются проблемы, которые:  
  ·  по своей сути, затрагивают интересы всего человечества;  
  ·  приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы
  Земли;  
  ·  создают реальную угрозу для будущего человечества;  
  ·  требуют для своего решения международного сотрудничества в самом
  широком масштабе.  
  Эти критерии имеют важное значение для классификации глобальных
  проблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно
  количественный, а не качественный характер. Из них не совсем ясно, в чем
  причина возникновения глобальных проблем, их классовое
  содержание, отличие от социальных проблем, которые также встают перед
  человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации,
  угнетения и др.). Между тем термин "глобальный" имеет три
  значения:  
  ·  повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех
  стран и народов;  
  ·  значительный, масштабный;  
  ·  общий, всеобъемлющий. 
   
   
   | 
  
   Истина
  и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины. 
  Истина, верное отражение объективной
  действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она
  существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
  Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности.
  Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в
  действительности. - Ред.) - разделенным и соединенное -
  соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л., 1934).
  Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон,
  Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И.
  Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.). 
  Понятие
  истины 
  Сам
  факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины
  требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен
  некоторый результат познания или ложен. Иными словами - что является
  критерием истины? 
  Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт
  и Спиноза считали таким критерием ясность. 
  Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но
  критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться
  и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. 
  Другой критерий - истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход
  кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по
  большинству голосов, прибегая к голо- 
  сованию? 
  И тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в
  данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться
  большинством голосов. Стоит опять - таким вспомнить, как в 1948 году Лысенко
  и его соратники забаллотировали на сессии ВАСХНИЛ генетику, объявив ее
  лженаукой. Генетиков обвиняли в шарлатанстве, хотя на деле шарлатанами
  оказались Т.Д. Лысенко, его ближайший соратник Презент и компания. 
  К слову сказать, этот критерий был предложен субъективным идеалистом Беркли,
  а позднее поддержан Богдановым, утверждавшим, что истина есть социально
  организованная форма опыта, т.е. опыт, признаваемый большинством. 
  Наконец, еще один, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе
  истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное
  заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном
  подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему,
  может считаться истиной. 
  Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной
  основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта. 
  Так каков же в действительности критерий истины? Ответ на этот вопрос дал К.
  Маркс в своих "Тезисах о Фейербахе": "...Обладает ли
  человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а
  практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления,
  изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос". (Маркс К.
  Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.3. С. 1-2.). 
  Но почему практика может выступать в роли критерия истины? 
  Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем
  знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно
  соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает
  достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности,
  так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна. 
  Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом
  подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений
  по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики
  тысячи раз проверялись на практике. 
  Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как
  иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в
  силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на
  протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с
  развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость
  практики как критерия истины является своеобразным противоядием против
  догматизма и окостенения мысли. 
   
   | 
  
   
   |