Сознание
и бессознательное. Сознание и язык.
Основы психоанализа как философской концепции били заложены З.
Фрейдом.
Главным
в психоанализе было открытие бессознательного, его, специальное изучение и
широкое философское толкование. Сознание, очень важно для человеческой жизни
— с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют
собственное «Я». Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я», .которое
представляет собой некоторую совокупность перенесенных «вовнутрь» психики
индивида социально значимых, различных идеальных принципов, регуляторов, а
также «Оно», .которому и соответствует невидимый для внешнего
наблюдения «микромир» бессознательного.
Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие
языка. В самом широком смысле слова язык — это вся система культуры,
поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Именно так,
на наш взгляд, следует понимать известный Марксов тезис о том, что
первоначально язык «вплетен» в непосредственную практическую деятельность
людей. Язык в более узком смысле — это специализированная информационно-знаковая
деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми
достигает максимума эффективности. Язык не просто пассивно фиксирует
независимо от него появившиеся предметные различения и смыслы. Он участвует в
самом порождении нашей предметной среды, равно как и социального единства
человеческих индивидов.
|
Человек
как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке
Выделение
человека из животного мира — столь же грандиозный скачок, как и
возникновение живого из неживого.
К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят
с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи
озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от
обезьяноподобного предка человека к Ноmo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать
сам «прерыв постепенности» — революционный скачок, который имел место в
процессе человеческого становления.
В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как
совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным.
Вместе с тем речь шла и о том, что человек — часть природы. С этой точки
зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Нomo sapiens, а
следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Напомним, что Аристотель называл человека «политическим
животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного
(биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в
том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании
способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом
осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
|
Основные
этапы и формы процесса познания.
Большинство философских систем, сложившихся в новое время,
выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль и
значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или
иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и
Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию,
не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума
с материальным миром. Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное
восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. В интеллекте
нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприятии.
И эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Если все знания,
размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с
помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или
принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств.
Рационалисты XVII и XVIII веков отвечали на эти вопросы так: в
человеческой душе помимо разумного начала существует еще начало
эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами, или
«страстями души»: гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии
и антипатии и т. д., могут заставлять человека сознательно или бессознательно
отказаться от разумных доказательств, от требований логики рассуждений и
привести к искажению истины в угоду чувству, подчинить разум «страстям
души». Воля в зависимости от поставленных целей может содействовать разуму и
рациональным действиям, но может вступить с ним и в конфликт, и это создает
возможность нерациональных действий и поступков.
|
Понятие
«общество» и «социальные отношения». Общество как система социальных
отношений.
Маркс
выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что
делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в
единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких
связей — общественных отношений — величайшая заслуга К. Маркса, важный
элемент его философской концепции.
Общественные
отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в
отрыве от последней,
а составляют ее
общественную форму.
Существуя как форма деятельности людей, общественные отношения
имеют над личностный, надындивидуальный характер. Деятельность и общественные
отношения формируют человека как существо общественное, социальное.
Социализация человека происходит но мере того, как социальность активно
осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой
действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт.
Формирование человека как общественного существа есть одновременно
становление его как личности.
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с
социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения
индивида в общественную практику, в социальность.
Занимаясь определенным видом деятельности, человек производит
продукт не для собственного потребления или, во всяком случае, не только для
этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой,
способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые
могут потреблять ее непосредственно.
Использование орудий труда связано с освоением накопленного
обществом опыта по их применению. Знания не передаются по наследству. Будучи
продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами».
В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность
больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая,
моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные
алгоритмы деятельности социальных групп.
|
Глобальные
проблемы, причины их возникновения и основные признаки.
Они порождены стихийностью и неравномерностью общественного развития,
анархией производства при капитализме, присущими ему антагонистическими
противоречиями, наследием колониализма и неравноправными экономическими
отношениями между империалистическими и развивающимися странами, погоней
транснациональных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб
долговременным интересам всего общества.
Глобальные
проблемы нашей эпохи — закономерное следствие всей современной глобальной
ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для
правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения
необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического
процесса во всей его объективной противоречивости
Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего
общественного развития человечества, глобальные проблемы выступают как
специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне
обострившейся неравномерности социально-экономического, политического,
научно-технического, демографического, экологического и культурного развития
в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
Речь идет не только и даже не столько о неравномерности развития
отдельных стран, но и о неравномерности развития различных сфер жизни и
деятельности внутри этих стран, неравномерности в развитии различных сторон
жизнедеятельности человека, который в условиях своей жизни, в своем поведении
и сознании может, образно говоря, одновременно пребывать в разных
исторических эпохах, разделенных между собой десятилетиями и столетиями.
Глобальные
проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей
неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое
могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень
общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической
действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы
людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического
и демографического императивов эпохи.
|
Истина
и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины.
Мы признаем в качестве фундаментальных положений теории
познания следующие тезисы: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно
изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется
познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и
развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею,
постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных
изменении и развития находится и объективная истина.
Все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть
постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно
выражающими объективную истину
Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о
каком-либо явлении называют абсолютной истиной.
Относительная и абсолютная истины — это лишь
разные уровни, или формы, объективной истины. Чем выше уровень нашего
познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной. Каждая относительная
истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина — это
предел бесконечной последовательности истин относительных.
«Истина» и «ложь» — это особые оценки, с помощью которых мы
отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих
ей. Полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда. В некоторых
ситуациях оценка знаний как полезных и бесполезных может оказаться решающей.
Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и
неоднозначная. В этом пункте теория познания должна учитывать реальный
социальный и культурный контекст, в котором вырабатываются и используются
знания.
Польза,
противоречащая истине в масштабах общественно значимой деятельности, рано или
поздно обязательно приводит к социально-историческому злу, к большим
общественным бедствиям.
|
Наука,
ее особенности и социальные функции. Философия науки.
Философское
видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что
такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что
она позволяет надеяться, а что ей недоступно.
У философов прошлого мы можем найти много
ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где
столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический
опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия
научно-технических достижении на повседневное существование человека,
который приходится осмысливать сегодня.
Говоря
о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и
общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это,
во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как
непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как
социальной силы, связанные с тем, что научные знания и 'методы ныне все шире
используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе
общественного развития.
Ёсли говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный
импульс для своего развития, поскольку «применение науки к непосредственному
производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих
моментов.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все
более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает
выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы
социального развития.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении
глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать
экологическую проблематику. Научным данным отводится ведущая роль и в
определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая
роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной
культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного
сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания
и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством,
обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему
характеру, в то же время имеет большую практическую значимость.
|
Методы
и формы научного познания.
Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из
различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем
имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое,
то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем
развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые
интегративные связи, управляющие их взаимодействием.
В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного
знания) — физике, химии, биологии и т. д.,— в свою очередь, можно обнаружить
многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы,
теории различного типа и степени общности и т. д.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня
знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных,
но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое
и теоретическое исследование.
Прежде чем говорить об этих уровнях, заметим, что в данном
случае речь идет о научном познании, а не о познавательном процессе в целом.
Применительно к последнему, то есть к процессу познания в целом, имея в виду
не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение
мира и т. д., чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях
познания. Категории «чувственное» и «рациональное», с одной стороны, «эмпирическое»
и «теоретическое», с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же
время их не следует отождествлять друг с другом.
|