Рефераты. Философия с древних времен до наших дней

Философия с древних времен до наших дней

Основные черты средневековой философии

Связана с формированием христианства, период 2-15века. Истоки: библия и античная философия.

Основные проблемы: 1.бог и природа, и его отношение с человеком. Деуцентризм – бог в центре. На смену пришел политеизм   Бог един.

В античности сформировалось абстрактное понимание Бога. Ср. ф. Антропомофизирует Бога, наделяет его личными качествами: воля, могущество.

У греков Боги – природные существа, а у ср. мыслителей – Бог над природой, природа его творение из «ничего».

В античности совершенным считалось упорядоченность, ограниченность, а все безмерное, беспредельное считалось хаосом. В христианстве Бог – неограниченное, беспредельное бытие, высшее совершенство..

Философия основывалась на 2-х идеях: идея творения мира, природы, человека(онтология), в центре – идея креацинизма (концепция о сотворении мира богом из «ничего»), идея откровения (гносеология). Бог недоступен самостоятельному человеческому познанию, но бог сам открывает себя людям откровением, посредством веры и божественной благодати может приблизиться к его познанию.

2. Сущность и существование, форма и материя. «Сущность (эссенция) совсем не тоже, что существование (экзистенция) . Каждая отдельная вещь может иметь сущность и существование, но совпадают они только в боге. Сущность может обрести существование только тогда, когда обретает бытие у бога» Боэций.

Проблема универсалий и существование отдельного человека перед лицом бога.

3. проблема универсалий (общее понятие, общее). Как соотносятся понятия и реальное бытие вещей? Общее и единичное? Мышление и действительность?

3 варианта решения проблемы: подход реалистов(они считают, что общие понятия реально существуют и не зависят от человеческого сознания) Августин Блаженный, Фома Аквинский. Подход номеналистов (считают, что универсалии сущ. Только в сознании человека как понятия о вещах) «Даже Бог сначала творит, а потом осознает» Пьер Абеляр, Росцелин. Подход концептуализма (универсалии объективно не существуют, но им соответствует что-то общее, что сущ. В самих вещах вещах) Пьер Абеляр, Дунс Скотт.

Научная революция 17 века и ее воздействие на философию

Периодизация:  1. Ранний этап (начало17 века – натурфилософская и научная проблематики) 2. Период научной революции (17 век – оформление первой новой научной картины мира) 3. Период Просвещения (18 век – идеология просвещения, культурно-фолософский феномен) 4. Рассвет немецкой философии (2-я половина 18века – 2-я пол.19века – классический немецкий идеализм, материализм).5. зарождение не классической философии (середина 19 века) 6. Поздний период (кон.19 – нач.20 века – синтетические учения, в которых объединяется Запад и Восток).

Социально-культурная ситуация Продолжает разлагаться феодальное общество6 экономика (первые мануфактуры), религия (церковные догматы – слабый помощник в экономике), наука (научные знания, достоверные, практичные, которые помогают производству). Наука становится опорой экономики и философии.  Проблема метода научного познания выходит на первый план.


Рационалистическая философия Декарта

Основатель: Рене Декарт

Рационализм  - гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет человеческое мышление. Цель человека – власть над природой, опираясь на научные открытия. ! место – разум. Людям мешают их заблуждения, авторитетные мнения. Нужно все подвергать сомнению, чтобы прийти к самой очевидной истине. «Мыслю=> существую»

Дедуктивный метод 9частные на основании общих)

Интеллектуальная интуиция => врожденные идеи

Последователи: Спиноза, Лейбниц

 Социальная философия и этическая концепция Канта

Этика: критика практического разума (моральный закон), обоснование идеи самоценности личности и право на свободный выбор. «Подлинная свобода – независимость от чувственного мира явлений»=> мораль автономна (независима от внешнего), но она руководствуется единственным законом требования – категорическим императивом. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» => человек – цель сама по себе и не может быть использована как средство. Долг всегда выше счастья и удовольствия

Социальная философия: свобода индивида – священный принцип. Каждый член общества должен подчиняться правовым законам. Социальная свобода – право следовать законам. Парламентская республика – лучшая форма организации в обществе.

 

 

Теория познания Канта: основные понятия и принципы

Гносеология: «коперниковский» переворот в философии, т.к. в центр философии ставит субъекта и его познавательные возможности, развивающиеся сами по себе. Метод критического анализа познавательных способностей человека (он изучает способности разума вообще в отношении всех знаний не зависимо от всякого опыта, на что способен чистый разум). Субъект в своем сознании имеет 2 уровня: трансцендентальный (не зависимый от опыта, данный от рождения, формы познания, знание) и эмпирический. Каждый субъект обладает 3 способностями: чувственность (которая придает первичным ощущениям определенный порядок на основе до опытных чувств – пространство и время), рассудок ( способность суждения, мышления, познания через понятие), разум (способность к высшему обобщению и синтезу, производить понятие, умозаключение, не опираясь на опыт). Науке как разуму теоретически доступен только мир явлений, но они порождаются вещами в себе (трансцендентные сущности, которые образуют особый не доступный теоретическому разуму мир). Практический разум – разумная нравственная воля или вера.

 

 

Соотношение системы и метода в философии Гегеля.

Разработка целостного учения о законах и категориях диалектики (- это учение о развитии, единстве противостояния противоположностей). «Сущность является, а явление существенно». Бытие есть мышление.

Основные положения: принцип тождества бытия и мышления. Абсолютное понятие = Абсолютная идея = Мировой разум = Бог.

Бога понимает абстрактно. Источник развития – духовный. Причина развития – противостояние противоположностей, которые заключены в порождении идеи. Выражает формулу всякого развития: утверждение   -> отрицание-> синтез (отрицание предыдущего отрицания).

Основные законы диалектики:1. З. единства и взаимопроникновения противоположностей. 2. Переход от количественных изменений в качественные. 3. З. отрицания отрицания. 

Система Гегеля: попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики абсолютной идеи, проходящую 3 ступени: логическую (бытие абсолютной идеи самой по себе), природную (природа инобытие как абсолютной идеи), духовную (абсолютная идея, воплощенная в человеческом духе): субъективный дух (учение о человеке, его сознании), объективный дух (мораль, нравственность, право), абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Гегель не принимает эволюционную теорию, т.к. природа развивается не сама по себе, т.к. развивается не природа, а ее источник.

 

 

Философское учение Бэкона

Основатель: Френсис Бэкон

Эмпиризм - гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Бэкон считал, что наука  должна обеспечить власть над природой, что она средство для обеспечения власти. «Знание – сила» Идолы (предрассудки) мешают человеку в познании:

1. идол пещеры (человек смотрит на мир из своей пещеры => мир искоженый)

2. идол театра (люди прислушиваются к мнению авторитета)

3.идолы рынка (ценности не истинные, спекулятивные)

4. идолы рода (человек обладает разумом и чувствами, которые искажают истинные положения вещей).

 Победить их можно с помощью подлинного научного познания. Бэкон считает, что нужно использовать индуктивный метод (наведения).

Последователи: Гоббс, Локк, Беркли, Юм

Основные особенности и этапы развития античной философии. Поиск первоосновы мира в античной философии.

Период с 6 века до н.э.  по 3 век н.э. Возникла в Др. Греции.

Систематическое рациональное мышление на основе идей. Проблема многого и единого – главная проблема: как по многому отнестись к единому? Многое едино и понятно, а что такое единое?

Фалес (первый мудрец из Милетской школы) заявил, что началом всего является вода. Ученик Ф. – Анаксилен началом всего считал воздух. Анаксимандр началом всего считал аперон (беспредельное вещество). Гераклит считал началом всего огонь. Все эти ответы объединяет то, что они считали, что началом всего материальная субстанция, то, что не нуждается в объяснении.

Пифагор не отрицал эти 4 субстанции, но он пошел дальше, он считал основой всего число: 1234 (точка, линия, плоскость, объем). «Числом все можно измерить». Числом можно описать количество, но не качество! Число позволило описывать различные по качеству явления, используя единообразный подход. Элейская школа: Парменид и Зенон: «Многое вообще не существует, все это не более чем обман чувств». Если мир существеут из множества бесконечных вещей, то как конечное может состоять из бесконечного? Мир единен и целокупен. Левкипп и Демокрит (атомисты): «есть некое неделимое начало, фрагменты вещества(атомы), времени (хрономы) и пространства (семеры).

Античная философия – натур. Философия.


Философия  Сократа

Сократ произвел духовную революцию. Основной ?: в чем природа и главное содержание человека? Философия человека должна стать ключом для понимания природы, но никак не наоборот.

Этика Сократа:  человека от всех других существ отличает душа (осознание, познание, совесть, добродетель). Тело является инструментом души. «Силен тот кто познает». Главные добродетели в человеке: мудрость, справедливость и умеренность. Он считал, что злые поступки совершают те, кто не знают.

Диалектика Сократа: Д.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на ни. Он разговаривал с различными людьми и наводил человека через диалог на истину. Сократ называл эту систему майевтикой Он помогал людям «беременным» мыслями возродить мысли. Метод, которым пользовался Сократ – метод индукции (наведения от частного к общему).

Этапы диалектики: дисквалификация себя и собеседника «Я знаю, что ничего не знаю». Ирония (ироничное отношение к себе, собеседнику, человек в этот момент становится открытым). Рождение истины. Сократ акцентировал сферу духовную как самостоятельную реальность. Она была не менее достоверной, чем бытие окружающего мира. Добродетель возникает из знания. Считал, что душа бессмертна. Он стоял на позициях рационализма. Худшее – это большинство. Власть должна  принадлежать не народу, а лучшим, которые знают, владеют искусством политики

Учение Платона об «идеях»

Платон – ученик Сократа, он записывал диалоги Сократа, он начал философствовать после смерти Сократа, он стал его продолжателем.

Концепция идей Платона: для данного рода вещей присуща какая-либо особенность -  лошадность (идея). Идея – единое, которое составляет суть многообразия. Идея не лежит в области физического, в области метафизического, ее можно «Увидеть» умом

«О космосе» Космос 0 некое художественное произведение, цельное, цельность единичности, это то, что соединяет единичное с общим. В космосе пребывают идеи. Мир двойственен: мир изменчивых предметов и мир невидимых идей. Мир идей – истинное бытие. Первый мир – среднее между бытие и небытие. Основная категория философии Платона – это идея. Идеи управляют космосом, им присуща формообразующая сила. Наивысшей идеей является наивысшее добро, благо = мировой разум = божество. Платон стоит на позициях объективного идеализма.

Этика Платона: душа пока не «родилась» живет в идеальном, истинном мире. Разум дан человеку для обретения гармонии. Для того, чтобы постичь истину, человеку не нужно чувственного познания, ему нужно закрыть глаза и уши.

5 основных категорий Платона: сущее, движение, покой, тождество, различие.

Государство должно быть разделено на 3 части: философы-правители, войны, ремесленники и земледельцы.

Философское учение Аристотеля

Ученик Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Ключевое слово Аристотеля – форма. Форма дороже материи, она главная причина бытия.

4 причины бытия: формальная (сущность вещи), материальная (субстрат вещи), действующая (то, из-за чего происходит движение), целевая (во имя чего совершается действие).

Форма ведет себя иерархично. Чистая форма=бог=форма всех форм=ум

Бог – конечная точка всех движений, совершенен, бесконечен, неподвижен, но он источник движения. Аристотель говорил, что форма возможна без материи. Форма – это душа.

Динамизм первостепенное значение, новый образец понимания

Телеология – учение о цели

Логика Аристотеля: он впервые логику изложил систематично. Логика – наука о законах мышления.

3 закона: 1. Исключенного противоречия (из 2-х противоречащих утверждений, одно верное). 2. Исключенного третьего (утверждение и отрицание не могут быть оба ложными). 3. Тождества (а есть а). Учение о силлогизме (сосчитывание, высказывание): общее правило, особенное правило, вывод : «Если все люди смертны и все греки – люди, то все греки смертны».

Этика Аристотеля: этика – практическая наука. Счастье – совпадение добродетеля человека и внешней ситуации. Добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность. Он считал, что добродетелям можно научиться. Добродетель – середина и компромисс.

Девиз Аристотеля: ничего слишком.

Политология Аристотеля: правильные формы государства: монархия и аристократия. Неправильные – демократия.

проблема

решение

Что удалось объяснить?

Что не удалось объяснить?

                           Что есть единое?

Материальная субстанция

Часть природных явлений

Социальные и духовные явления

число

Часть количественных отношений

качество

монолит

Избежать логических противоречий

Движение, разделимость

Атомы, пустота

Физические и химические явления

Социальные и духовные явления

Явления природы

Духовный мир

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.