Абсолютная идея- духовное разумное начало, которое деятельно(активно) и его деятельность состоит в самопознании.
Структурированная философская система; триада- включает 3 ступени:
1- логика
2- природа
3- дух
Особенность системы: начало идеальное, которое находится в движении и изменении. Не просто проблема движения, а с точи зрения диалектики.
Гегель сформулировал основные принципы диалектики.
“Единство и борьба противоположностей”
Противоположность- стороны характеризующие один предмет, 2 стороны явления которые одновременно взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга.
Процесс развитие в виде триады
n утверждение- тезис
n антитезис- отрицание утверждения
n отрицание отрицания
Ф. система Гегеля:
1- учение о бытие, о сущности и о понятии(рассматривает фундаментальные вопросы суждения).
2- механика, физика, органика(появляется в системе человеческих знаний).
3- Философия духа(касается вопросов общественного, философского сознания).
Философия духа:
1- учение о субъективном духе:
а- психология(исследует вопросы души).
б- феноменология(исследует вопросы самосознания).
в- антропология(исследует проблемы личности).
2- учение о объективном духе:
а- право
б- мораль
в- нравственность:
n государство
n гражданское общество
n семья
3- учение о абсолютном духе:
а- искусство
б- религия
в- философия
Учение о субъективном духе касается вопросов индивидуального сознания.
Учение о объективном духе- речь идёт о общественном сознании, т.к. человек существо общественное.
Право- воплощение свободы воли. Свободу может гарантировать лишь юридическое оформление. Основной аспект утверждающий свободу является собственность.
Мораль- внутренняя, субъективная свобода человека, которая проявляется в поступках. Чтобы поступок был моральным он должен удовлетворять 3 требованиям:
n должен иметь свой умысел.
n должен иметь благо.
n должен соответствовать добру.
Нравственность- объективная воля и свобода человека, та которая связанна с жизнью человека в обществе.
1- семья - природонравственный союз, создающийся ради продолжения рода. Основа- имущественная собственность.
2- гражданское общество - частная сфера человека; сфера свободная от государственного контроля. Сфера экономических интересов. Государство лишь помогает, а не регламентирует.
3- государство- синтезирующий. Поддерживает и охраняет семью и гражданское общество.
Гегель не делит мир на цивилизованный и не цивилизованный. Выделяет специфику: любое государство результат исторического развития народа (соответствует духу и менталитету народа).
Обращается к вопросам мирового разума. Хитрость и коварство мирового разума заключаются в следующем:
n совершает действие, но получает результат на который он не рассчитывал. Если человек противоречит логике- его действия нужного результата не принесут(революция- одно дело цель, другое результат). (Это и есть коварство и хитрость мирового разума).
n есть государства, которые человек создал ради упорядочения, структурирования жизни. Государство- политическая структура начинает работать против человека(государственные интересы). Общество работает на государство. Величайшие политические деятели (Наполеон) выполняли какие-то цели и мировой разум затем их отбрасывал.
Учение о абсолютном духе- учение о общественном сознании. От искусства (чувственное созерцание) к представлению религии, и от религии к абстрактному мышлению философии.
Марксистская Ф.
Появилась в 40-х гг. 19в. Основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Сформировалась под влиянием прежде всего западноевропейской философской, научной и общественно-политической мысли. Но наибольшее влияние оказали: немецкая классическая Ф., английская политическая экономия, а также французский критический утопический социализм.
Соединение материализма и диалектики.
Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской Ф. послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Своё отношение к Ф. этих мыслителей К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в целом ряде работ.
Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений- диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобождённые соответственно от идеализма и метафизики.
Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своём учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это была уже материалистическая диалектика; в ней человеческие понятия истолковываются как отражение реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой Ф- диалектического материализма.
Основоположники марксизма в своих работах ставили и решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Т.е. придать придать диалектическому материализму законченный вид. В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстаёт как универсальный, применимый не только к явлениям природы, но и общества. Задача состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с “материалистическим основанием” и перестроить её соответственно этому основанию. С точки зрения марксизма таким материалистическим основанием науки об обществе является практика как общественная преобразующая деятельность людей. Оторванная от практики теория выступает как набор идеалистических спекуляций, умозрительных конструкций, превращается в мистику.
Маркс по-своему раскрывает диалектическое взаимодействие теории и практики. Формируясь под влиянием условий практической деятельности людей, теория в свою очередь оказывает влияние на практику. И это влияние может быть весьма существенным. Это относится к философским, естественнонаучным, социальным и др. теориям. Маркс неоднократно высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами; а это происходит в том случае, если теория выражает интересы масс. Практическое назначение своей теории Маркс выразил вполне определённо: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Изменить мир в своих интересах, по Марксу, должен пролетариат. Вооружить его научной теорией революционного переустройства общ-ва- в этом заключается основная социальная ф-ция марксизма и его Ф.
Две стороны основного вопроса Ф.
“Основной вопрос всей, особенно новейшей, Ф. есть вопрос об отношении мышления к бытию”,- утверждал Энгельс. Философы, писал он, разделились на два больших лагеря своеобразно тому, как они отвечали на данный вопрос. “Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы- составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма”.
Марксистская Ф. решает проблему соотношения бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания диалектико-материалистически. Признавая первичной материю и вторичным сознание, она рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытиё людей в процессе их деятельности.
Энгельс и Маркс твёрдо исходили из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в сознании людей. Формирующиеся т.о. знания о мире помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Указывая на существующие формы агностицизма (agnostos- недоступный познанию), т.е. разного рода взгляды о непознаваемости мира, марксистская Ф. опровергает их. При этом она опирается на достижения современного естествознания и общественных наук, которые показывают, что люди узнают о мире(природе, обществе, человеке) всё больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития.
Бытиё, материя, сознание.
С точки зрения марксистской Ф., мир в целом непреходящ, он существует вечно и бесконечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает вечным бытиём. Касаемо отдельных явлений, они появляются и исчезают в разных областях Вселенной. Т.е. их бытиё временно. По отношению к ним уместно применять понятие “бытиё” и “небытиё”.
Бытиём обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле, что они существуют. Марксистская Ф. придерживается материалистического взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления. Бытиё, понимаемое в узком смысле, первично, сознание и мышление вторичны, производны от бытия, определяются им, хотя, в свою очередь могут оказывать на него активное и весьма существенное воздействие.
Ленин дал следующее определение понятия материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания”.
С точки зрения диалектико-материалистической Ф, материя находится в вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и движения без материи. Движение есть форма существования материи.
Диалектический материализм как Ф. марксизма исходит из представлений об объективном единстве материи, движения, пространства и времени. Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных явлений, как формы их существования. Такая точка зрения базируется на достижениях математики и естествознания. Лобачевский доказал, что свойства пространства и времени не только связанны со свойствами тех или иных материальных образований, но и прямо зависят от них. Эйнштейн говорил, что если бы каким-то образом исчезли все тела, то исчезло бы пространство и время. Марксистская Ф. базируется на выводах теории относительности. В настоящее время осмысливаются не только физическое, но и биологическое и социальное пространство и время, выражающие специфику существования биологических и социальных явлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7